Ирина Кузнецова
Конспект занятия по речевому развитию «Мечты сбываются у тех, кто действует» на примере рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ: «Мечты сбываются у тех, кто действует» (на примере рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок»)
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Кузнецова Ирина Дмитриевна,
воспитатель МБОУ ЦО № 15
(структурное подразделение, проспект Ленина 145 А)
Автор и название произведения Л. Н. Толстой «Филиппок»
Художественная задача текста Показать детям, что для того, чтобы сбылась заветная мечта, нужно потрудиться.
Цель воспитателя Развитие интереса детей к произведениям нашего земляка Л. Н. Толстого
Тема НОД «Мечты сбываются у тех, кто действует»
Этапы деятельности
Действия детей
Задачи воспитателя Образовательные области
Мотивационный этап (до чтения) Рассматривают портрет Л. Н. Толстого. Слушают, какую историю наблюдал Л. Н. Толстой Развивать любознательность и познавательную мотивацию Познавательное развитие
Ориентировочный этап (до чтения) Осознают, что хотят прочитать рассказ, чтобы узнать интересную историю Создавать условия для становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Социально-коммуникативное развитие
Вступают в диалог с воспитателем Развивать речь, как средство общения Речевое развитие
Исполнительский этап (во время чтения и после чтения) Слушают историю, эмоционально реагируют на сюжет произведения, на комментарии воспитателя Продолжать формировать интерес к литературе. Обращать внимание на художественное описание героев. Развивать предпослки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения.
Развивать умение сопереживать главному персонажу произведения. Художественно-эстетическое развитие
Узнают значение новых слов. Принимают активное участие в творческих заданиях. Развивать воображение и творческую активность. Формировать элементарные представления о жизни людей разных времен. Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на действие. Познавательное развитие
Отвечают на вопросы воспитателя по содержанию текста во время чтения и после него. Вступают в диалог с воспитателем и другими детьми. Рассказывают о своей мечте (творческое задание) Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям и к героям, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения главного героя. Развить грамматически правильную диалогическую речь, активный словарь: бедовый, украдкой, полы одежды, постреленок. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, поддерживать беседу. Обогащать речь детей словами: подённая работа, сенцы.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта.
Проявляют эмоции при слушании текста. Слушают друг друга при творческом задании (рассказы о своей мечте). Принимают участие в игре-пересказе. Формировать такие качества, как сочувствие и отзывчивость. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Продолжать учить коллективным играм. Социально-коммуникативное развитие
Играют в игру-пересказ с использованием движения «хлопки» Совершенствовать двигательные умения и навыки детей Физическое развитие
Заключительный этап Отвечают на вопросы воспитателя. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Речевое развитие
Перспективный этап Рассказывают о своих вариантах дальнейшего использования истории. Создавать условия для воспитания самостоятельности и целенаправленности. Социально-коммуникативное развитие
Рефлексивный этап Составляют предложения на тему «Если бы я был Филиппком…» Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Речевое развитие
Предполагаемая цель ребенка Послушать интересную историю из реальной жизни
РППС Книга Л. Н. Толстого «Для детей», портрет Л. Н. Толстого
Подготовительная работа: Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, разбор незнакомых слов (полы одежды, бедовый, украдкой, постреленок).
Ход НОД
Этапы НОД Действия педагога и детей (предполагаемые ответы детей)
Мотивационный этап Воспитатель подводит детей к книжному центру.
- Что нового появилось в нашем книжном центре? (Портрет Л. Н. Толстого)
- Это наш земляк – Лев Николаевич Толстой. Мы читали его рассказы и рассматривали портрет. А какие произведения вы можете назвать? …
- Да, мы всегда в его произведениях переносимся в то время, когда он жил. Тогда не было детских садов и было очень мало школ, а в деревнях и вовсе их не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться.
Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, написал учебник для ребятишек и сам учил их.
В одном произведении он описал историю, которую сам наблюдал в своей школе. Хотите узнать, что это за история? И с кем она произошла? – (ответы детей)
Ориентировочный этап - Прочитаем историю, которая произошла на самом деле? И подумаем – как бы вы назвали эту историю!
Исполнительский этап Чтение детям произведения Л. Н. Толстого «Филиппок» (см. текст «Филиппок»)
Выполнено на отдельном листе с напечатанным текстом выбранного произведения
Вопросы детям после прочтения рассказа:
- Ребята, как бы вы назвали этот рассказ? («Филиппок») Также этот рассказ назвал Л. Н. Толстой.
- Как вы думаете, сколько Филиппку было лет? (Он ваш ровесник – 5-6 лет)
- Какая самая большая мечта была у Филиппка? (ходить в школу)
- Почему Филиппок так стремился в школу? (очень хотел учиться)
- Вам понравился Филиппок? Чем? (не побоялся в одиночку отправиться в школу, справился со страхом (собаки, учитель, с сомнениями. И все потому, что очень хотел учиться. Имеет характер, смог добиться своей цели)
- Вам понравилась история, которую сам наблюдал в своей школе Л. Н. Толстой?
Пересказ вместе с детьми: (творческое задание)
- Я приглашаю вас поиграть (встают в круг). Мы с вами сейчас пройдем путь Филиппка, который помог осуществить его мечту – учиться в школе.
Я буду задавать вам вопросы и, если будет ответ правильный – хлопаем в ладоши.
- Куда ходили все ребята? (В школу)
- Филиппок тоже собирался, но мама его оставила дома, почему? (сказала, что он мал)
- Дождался Филиппок момента, когда его никто не заметит и убежал вслед за братишкой. Вот как хотел учиться. Кого встретил мальчик на пути к своей мечте? (собаки)
- Филипп бросился бежать – собаки за ним. Филиппок испугался?
- Стал кричать, споткнулся и упал, но с пути не свернул. Кто ему помог? (Вышел мужик, отпугнул собак)
- А что Филиппок? (Ничего не сказал, справился со страхом и пустился бежать во весь дух)
- Прибежал к школе. И опять на него нашел страх. Что подумал Филиппок? («Что как учитель меня прогонит?»)
- Засомневался Филиппок («Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится)
- Как его встретил учитель?
- Кто помог Филиппку в этот раз? (Ребята, которые учились с его братом Костюшкой)
- И что ему учитель в этот раз сказал? (Садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу)
- Смотрите, уже совсем с мечтой рядом Филиппок!
- Что Филиппок ответил учителю? (Я страсть какой ловкий)
- Зачем он так сказал? (Да, хотел убедить учителя, что может учиться в школе)
- Чем закончился рассказ? («С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу»)
Воспитатель: сколько трудностей и страхов перенес Филиппок, но не сдался и пришел к своей мечте.
Мечты сбываются у тех людей, которые действуют, а не сидят на месте.
В конце игры – давайте похлопаем Филиппку – он молодец!
Беседа с детьми: творческое задание
Ребята, а ведь Филиппок был вашим ровесником. У него была мечта и он ее осуществил. А у вас есть мечта? Она сбылась? А что вы делали для того, чтобы ваша мечта сбылась? (Дети рассказывают. После каждого рассказа воспитатель дает оценку, подчеркивая, что было сделано для осуществления желаемого).
Заключительный этап - Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Что для себя нового узнали?
Перспективный этап - Вам пригодится эта история в жизни? А как можно использовать то, чему научил нас Л. Н. Толстой?
Вы теперь знаете, что к своей мечте надо идти, невзирая ни на какие трудности.
Рефлексия Рефлексивный круг – стимулирует речевую активность, мыслительные возможности детей.
- Если бы я был Филиппком (что бы я сделал)
- Что бы ты сказал Филиппку, если бы встретился с ним?
Вы хорошо занимались, рассказали интересные истории. Я приготовила вам сертификаты за то что вы тоже смелые, упорные в достижении цели.