Светлана Казакова
Мастерская как форма организованной образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность реализации Основной образовательной программы ДОУ во многом зависит от умения педагогов в работе с детьми использовать современные подходы к организации образовательной деятельности. Вопрос о переходе педагогов на новые формы взаимодействия с детьми дошкольного возраста поднимался учёными и практическими работниками очень давно, но ни в науке, ни в практике не были разработаны технологии проведения этой работы.
Публикация «Мастерская как форма организованной образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
В настоящее время психолого-педагогические условия организации образовательной деятельности с детьми в форме «мастерской» разработаны известным детским психологом Н. А. Коротковой, меняется:
- стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринуждённо-доверительному);
- рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);
- отношение педагога к выполнению общей работы (от общего руководства к участию в выполнении определённой части работы и т. п.).
В совместной партнёрской деятельности меняется и положение детей:
дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или нет. У ребёнка появляется возможность выбора. Это свобода между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и безделием;
с детьми вырабатывается порядок и организация совместной деятельности : свободное размещение детей за общим столом, их общение друг с другом по ходу работы и перемещение по мере необходимости;
дети могут работать в разном темпе. Объём работы каждый ребёнок определяет для себя сам, но сделает это хорошо и доведёт начатое дело до конца;
работа в «мастерской» может проводиться педагогом как в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми (вместо занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием, так и в ходе режимных моментов. Длительность деятельности регулируется педагогом в соответствии с нормами СанПиНа;
при организации работы с детьми в форме «мастерской» педагогу важно обеспечить плавный переход детей от организованных форм к самостоятельной деятельности.
Организовывая образовательную работу с детьми в форме «мастерской», мы решаем задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в интеграции с другими областями: «Социально-коммуникативное развитие» - в сфере формирования безопасного поведения, трудового воспитания, коммуникации; «Познавательное развитие» - окружающий мир, природа; «Речевое развитие» - интерес к художественной литературе, связная речь, формирование словаря.
Чем богаче впечатления, которые дети получают из окружающей жизни и через произведения искусства, тем шире возможности их творческого применения в продуктивных видах деятельности, а следовательно, выше уровень развития ребёнка. Поэтому, необходимо использовать разнообразные адекватные возрасту формы работы с детьми в режимных моментах: экспериментирование, беседы, наблюдения, экскурсии, проектирование, решение проблемных ситуаций, рассматривание, обсуждение, чтение, загадки, викторины, конкурсы, ситуативный разговор, педагогическая ситуация, просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач, игры-драматизации, инсценирование, показ настольного театра, театрализованная игра, режиссёрская игра, создание коллекций, макетов. Через организацию различных видов детской деятельности. При реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» мы должны учитывать, что в основу программы положен принцип интеграции содержания дошкольного образования как альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Поэтому, педагоги могут использовать различные виды интегрированной образовательной деятельности, в том числе интегрированные циклы и интегрированные тематические дни, чередуя их с традиционными формами работы с детьми, и стремиться к тому, чтобы сформировать у детей те возрастные характеристики (возможные достижения или целевые ориентиры), которые они должны приобрести в результате освоения Программы. Важно воспитать целенаправленного, любознательного и активного ребёнка, который способен:
- принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке;
- слушать взрослого и выполнять его инструкции.
По-прежнему педагог должен заботиться и о формировании умений и навыков, используя заинтересованность детей в решении поставленных задач, при достижении ими намеченной цели. Давайте на конкретном примере посмотрим организацию работы в «мастерской» в старшей группе. Тема недели «Волшебница зима».
С детьми о зиме много говорили, они наблюдали за погодой на участке детского сада, рассматривали фотографии зимних пейзажей, картины художников, презентации, рисунки с изображением снежинок, занимались экспериментированием, изучали свойства снега; играли в зимние игры-забавы, устраивали соревнования; сравнивали зиму с другими временами года; узнавали как животные ведут себя зимой; как растения готовятся к зиме; как зимуют птицы; разгадывали загадки, составляли рассказы, сказки, и т. п. В результате этого у них сформировались представления о зиме, как времени года. Поэтому, когда при подготовке к празднику возникла необходимость в оформлении группы и зала, то дети понимали, для чего им надо учиться рисовать снежинки, мастерить снеговика из бумаги, уметь делать ёлочные игрушки и были подготовлены к этой работе. А самое главное, они узнали, что можно не рубить живые деревья, а изготовить новогодние ёлки из различного бросового материала.
Занятия (под словом занятие – я подразумеваю не форму организации обучения, а занимательное дело) продуктивной деятельностью организуются 2 раза в неделю, в определённые дни и время. Это создаёт привычный распорядок жизни и способствует возникновению у детей настроенности на предстоящую работу. Занятия проводятся не в дополнение, а взамен традиционных (обучающих); примерно такое количество занятий продуктивного характера (включая рисование, лепку, конструирование) обычно задаётся образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста.
Для детей эти занятия обозначаются как работа в «мастерской» (в которую на время превращается групповое помещение) – в «особым» образом организованном пространстве, где целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни. Антураж и дух «мастерской» как особого культурного пространства отличает её от «класса» - пространства обязательных обучающих занятий, требующего совершенно иного стиля поведения как от детей, так и от взрослого.
Работе в «мастерской» целесообразно посвящать утренние часы – после завтрака и чтения художественной литературы, которая может отчасти определять и направление работы, её конкретную тематику, создавая для неё смысловой фон.
Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослым по принципу: «Я тоже хочу делать это» предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий: 1) организацию общего рабочего пространства;
2) возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам; 3) открытый временной конец занятия делом, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.
Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринуждённо обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями.
Начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы.
Детям предлагается несколько целей (образцов схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям. Например, если задача воспитателя – попрактиковать детей в работе по образцам и он запланировал сделать снежинки, шарики, кораблики и др., можно представить 3-4 образца, которые различаются внешним оформлением, содержат разное число деталей (операций). Это даёт возможность детям выбрать работу по вкусу и не оттолкнуть более нерешительных. В такой ситуации они выбирают образец «попроще». Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать и становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия, но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим присутствием и стремлением получить конечный продукт поддерживает и у остальных участников это стремление. Взрослый ведёт себя непринуждённо, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.
Предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на 25-30 минут, необходимых для достижения конечной цели. При этом, необходимо иметь некоторый разрыв времени, чтобы каждый смог, не торопясь, включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. В связи с этим занятие предполагает открытый временной конец; в распорядке дня для него резервируется в целом 40-45 минут. По мере завершения работы дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей. Следует избегать совместной деятельности, где общий продукт достигается через разделённые между участниками отдельные операции (работа конвеерного типа, поскольку в таких условиях снижается стремление воспитанника к достижению цели (частичный результат не является достаточным стимулом к работе, а общий продукт психологически слишком далеко отстоит от ребёнка. Планировать содержание продуктивной деятельности необходимо на месяц вперёд, план может корректироваться. Что мы изготавливаем в «Мастерской» :
- предметы для игры, театра и познавательно-исследовательской деятельности;
- работы для организации «художественной галереи», выставок;
- макеты, плакаты;
- коллекции (и украшения коробочек для коллекций);
- книги, открытки;
- украшения-сувениры (к праздникам, тематическим утренникам, дням рождения) и т. п.
В выборе типов работы для старшей группы на протяжении учебного года надо придерживаться следующего направления:
Работа по готовым образцам и незавершённым продуктам (сентябрь-ноябрь);
Работа по схемам и словесным описаниям (декабрь- февраль);
Работа по замыслу и сочетание всех типов работы (март – май).
Применяются также различные техники, в т. ч. нетрадиционные: скрапбукинг, рисование различными материалами и техниками, различного вида аппликации, бисероплетение.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей : материалы, образцы, организация предметной среды, пространства в условиях группы – очень актуальный и интересный вопрос можно найти в книге Н. А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» стр. 108.
Таким образом, для развития продуктивной деятельности детей у педагогов существует множество возможностей. Но общим требованием является решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.
Психологи считают, что креативный ребёнок – это в первую очередь ребёнок воображающий, способный к созданию нового (оригинального рисунка, конструкции, выразительной передаче образа в лепке, композиции в аппликации.
Литература
1. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. И. Герасимова. –М. : Просвещение, 2011.
2. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей : основные формы : пособие для педагогов/О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2012.
3. Планирование в современном ДОУ: Методическое пособие/ под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013 (Библиотека журнала «Управление ДОУ).
4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.