Светлана Каверина
«Мастер-класс для педагогов ДОО «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления народных кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОО
«Развитие творческих способностей дошкольников через изготовление народных кукол. Кукла Сорока-Белобока»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей при изготовлении народной куклы
Задачи:
познакомить с историей возникновения народной куклы «Сороки»;
Публикация «„Мастер-класс для педагогов ДОО „Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления народных кукол“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2019
познакомить педагогов с этапами изготовления народной куклы «Сорока Белобока» своими руками;
поделиться с педагогами личным опытом изготовления поделок из пряжи;
предоставить педагогам возможность практически создать образ тряпичной куклы «Сорока Белобока»;
создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса;
вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности.
Планируемые результаты:
- Изготовление куклы «Сорока Белобока» из лоскутков.
- Повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности.
- Проявление интереса педагогов к изготовлению традиционных народных кукол.
Оборудование:
Выставка народных тряпичных кукол : кукла «Веснянка», «Мартинички», кукла «Птица-Радость», «Сорока».
Тряпичные лоскутки для изготовления куклы, нитки «Ирис» красного цвета, тесьма, бусины, ножницы, схема изготовления куклы «Сорока белобока»; куклы из ткани, платки треугольной формы красного, желтого, синего цветов (для анализа деятельности педагога) по количеству участников мастер-класса; столы, стулья.
Буклеты.
Ход мастер-класса :
1. Организационная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие творческих способностей дошкольников через изготовление народных кукол».
Свое выступление я хотела начать словами Л. С. Выготского «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению».
Сегодня мы рассмотрим с вами возможности народной тряпичной куклы, их использования в развитии творческих способностей дошкольников.
Я расскажу и покажу, как из лоскутка ткани можно решить множество педагогических проблем, стоящих перед педагогами-дошкольниками в условиях образовательного стандарта.
Прошу выйти всех желающих, принять участие в мастер-классе.
2. Теоретическая часть.
Одной из главных задач ФГОС - является создание условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Для организации творческой деятельности я используют различные материалы. Одним из любимых материалов моих воспитанников является ткань.
Цель моего мастер-класса : познакомить педагогов с возможностями использования народных тряпичных кукол в творческих работах с дошкольниками.
С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукодельных работ, созданных руками мам и бабушек.
Каждый рожден творцом. Создание красоты – это уже творчество. Прекрасным образцом творчества является кукла - игрушка – как один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающая наш быт, радующая наш глаз. Она всегда сопутствовала человеку. Ее любят все дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с удовольствием смотрят на красивые забавные куклы, которые доставляют истинную радость, переносят в мир детства, вызывают улыбку.
При всем сегодняшнем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. Изготовление кукол своими руками, оформление ими жилища издавна считалось важным и нужным делом. Поэтому я организовала мастерскую «Народная кукла» с детьми подготовительной к школе группе.
Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка. На собственном опыте убедилась, что «истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев».
Занятия по изготовлению народных тряпичных кукол способствуют совершенствованию трудовых навыков у детей, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, уважения к труду, трудолюбия и усидчивости.
Мастерить кукол из ткани и пряжи очень нравится и детям, работать можно как коллективно, так и индивидуально. Такие занятия позволяют детям побольше общаться, вызывают желание создать что-то новое и красивое для своих близких.
Сегодня я хочу Вас познакомить с моим увлечением-изготовлением народных тряпичных кукол.
Весна — это особое время года, когда происходит возрождение природы. Для наших предков весна символизировала обновление. Они верили, что вместе с зимой и метелями уходят все несчастья, хвори и жизненные проблемы, а их сменяет радость, удача и достаток.
Главная кукла весны – «Веснянка». Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Таких кукол девушки дарили друг другу. Она является оберегом молодости и красоты.
Кукла «Птица Радость» самая значимая кукла весны. Эта кукла символизировала птиц, которые приносят на своих крыльях весну. Начало весны наши предки связывали с праздником Сорока Севастийских Мучеников, который отмечается 22 марта, еще этот день называют днем весеннего равноденствия, после которого ночь будет становиться все короче, уступая свое место свету, солнцу и теплу. Именно в этот день прилетают птицы с теплых краев. Эта кукла несет огромную радость и счастье женщине. На протяжении всего года она будет давать силы для свершения дел, помогать в трудных ситуациях и беречь здоровье.
На Сороки делались куклы – Мартинички – маленькие нитяные куколки. Название они свое получили от марта месяца. Мартиничков вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы и из красных - символ весны и жаркого солнца.
Кукла «Сорока» — это обрядовая кукла созданная призвать весну.
Наша героиня отличается от всех кукол тем, что образ птицы в ней выходит на первый план. Как известно, одной из первых весенних птиц являются жаворонки, именно они сообщают всему миру о том, что зима уже растеряла свои силы и весна на подходе. Весной, во время обрядов закликивания женщины пекли из теста маленьких жаворонков, и потом с песнями и плясками раскладывали их на крышах домов, в поле, на лугу для привлечения птиц и скорейшего наступления теплых дней. Поэтому первое и настоящее имя нашей куклы – Жаворонок.
В народе эту необычную куклу называли по-разному: «Сорока», «Сорока-Ворона», «Каркуша», «Птичка».
На мастер-классе поучимся делать своими руками игровую куклу «Сороку Белобоку», которая является любимицей детей и взрослых. Любили «Сорокой» деток забавлять, а сейчас кукла может выполнять роль массажера: маленькому ребенку протягивали ручку и носиком «Сороки» водили по ладошке, приговаривая: «Сорока-белобока, кашу варила…»
Кукла может стать участницей многих праздников и вечерних посиделок. Болтушки и трещотки, модницы и просто красавицы, такие куколки никого не оставят равнодушными!
3. Практическая часть.
Кукла просто загляденье
Детям всем на удивленье
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Кукла «Сорока» одна из самых простых в изготовлении тряпичных кукол. Сделана она по всем традициям народной куклы. Это бесшитьевая кукла.
Начинаем работу в нашей творческой мастерской.
Для изготовления куклы нам потребуется:
лоскут льняной ткани (квадратной формы для туловища и головы куклы);
лоскут льняной ткани (квадратной формы для клюва птички);
лоскутки цветного ситца для платья, фартука, косынок;
нитки «Ирис» красного цвета;
тесьма, бусины для украшения;
ножницы.
Приступим к изготовлению тряпичной куклы «Сорока Белобока»
Кукла «Сорока» делается на основе скрутки. Для основы – скрутки возьмите кусок плотной ткани, подверните одну часть основы немного к себе (на 3 см) и начинайте закручивать с другой стороны — получился валик.
Перегните получившуюся скрутку пополам. У вас получилась основа.
Это голова и туловище куклы.
Делаем нос для нашей птички. Квадратный лоскут ткани складываем по диагонали пополам. Далее острые углы треугольника складываем к прямому углу – у вас должен получиться ромбик. Сверните его еще раз пополам. У вас получился носик птички.
Вкладываем клюв птички в основу скрутку и завязываем ниткой сразу под клювом. Чтобы легче завязывался узел, сначала обмотайте вокруг основы, а потом уже завяжите узел.
На голову птички одеваем платок (лоскут треугольной формы, завязываем платок сзади головы куклы.
Одеваем нашу куклу в сарафан.
Кусок цветной ткани (прямоугольной формы) присбориваем вокруг шеи птички (по длинной стороне, обматываем ниткой несколько раз и завязываем нитку.
Сверху повязываем фартук (выворотным способом) : лоскут прямоугольной формы кладем лицевой стороной на голову кукле, закрепляем нитью на уровне талии куклы, опускаем фартук вниз.
Надеваем на голову платок из светлой ткани (это крылья у куклы «Сороки», предварительно складываем квадратный лоскут ткани по диагонали пополам и закрепляем красной нитью.
Сверху на голову кукле повязываем платок красного цвета. Завязываем концы платка на спине.
Украшаем куклу «Сороку-Белобоку» бусами.
Игровая кукла «Сорока-Белобока» готова.
Рефлексия.
Отзывы педагогов о проведенном мастер классе.
Использование педагогами полученных знаний в своей работе.
Заинтересовала ли Вас данная техника?
Изготовите ли вы с детьми данную куклу?
Как вы считаете, актуально ли изготовление тряпичных кукол в образовательном процессе?
Сделайте такую куклу вместе с детьми! Куколка, изготовленная своими руками, будет особенной и неповторимой, у каждого получится своя "кукольная история".
Уважаемые коллеги, я благодарю Вас за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования методических приемов, и что мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
На ваших столах лежат куклы, проголосуйте, пожалуйста. Повяжите на голову кукле платок:
Красный цвет-все удалось, очень интересно.
Синий цвет - удалось, но материал часто используемый.
Желтый цвет - скучно, не интересный материал.
Спасибо за внимание! Желаю вам и вашим деткам творческих успехов!