МААМ-картинки

«Мастер-класс для педагогов ДОО «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления народных кукол» (14 фото)

Светлана Каверина
«Мастер-класс для педагогов ДОО «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления народных кукол»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов ДОО

«Развитие творческих способностей дошкольников через изготовление народных кукол. Кукла Сорока-Белобока»

«Мастер-класс для педагогов ДОО «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления народных кукол»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей при изготовлении народной куклы

Задачи:

познакомить с историей возникновения народной куклы «Сороки»;

Публикация «„Мастер-класс для педагогов ДОО „Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления народных кукол“» размещена в разделах

познакомить педагогов с этапами изготовления народной куклы «Сорока Белобока» своими руками;

поделиться с педагогами личным опытом изготовления поделок из пряжи;

предоставить педагогам возможность практически создать образ тряпичной куклы «Сорока Белобока»;

создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса;

вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности.

Планируемые результаты:

- Изготовление куклы «Сорока Белобока» из лоскутков.

- Повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности.

- Проявление интереса педагогов к изготовлению традиционных народных кукол.

Оборудование:

Выставка народных тряпичных кукол : кукла «Веснянка», «Мартинички», кукла «Птица-Радость», «Сорока».

Тряпичные лоскутки для изготовления куклы, нитки «Ирис» красного цвета, тесьма, бусины, ножницы, схема изготовления куклы «Сорока белобока»; куклы из ткани, платки треугольной формы красного, желтого, синего цветов (для анализа деятельности педагога) по количеству участников мастер-класса; столы, стулья.

Буклеты.

Ход мастер-класса :

1. Организационная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие творческих способностей дошкольников через изготовление народных кукол».

Свое выступление я хотела начать словами Л. С. Выготского «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению».

Сегодня мы рассмотрим с вами возможности народной тряпичной куклы, их использования в развитии творческих способностей дошкольников.

Я расскажу и покажу, как из лоскутка ткани можно решить множество педагогических проблем, стоящих перед педагогами-дошкольниками в условиях образовательного стандарта.

Прошу выйти всех желающих, принять участие в мастер-классе.

2. Теоретическая часть.

Одной из главных задач ФГОС - является создание условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Для организации творческой деятельности я используют различные материалы. Одним из любимых материалов моих воспитанников является ткань.

Цель моего мастер-класса : познакомить педагогов с возможностями использования народных тряпичных кукол в творческих работах с дошкольниками.

С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукодельных работ, созданных руками мам и бабушек.

Каждый рожден творцом. Создание красоты – это уже творчество. Прекрасным образцом творчества является кукла - игрушка – как один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающая наш быт, радующая наш глаз. Она всегда сопутствовала человеку. Ее любят все дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с удовольствием смотрят на красивые забавные куклы, которые доставляют истинную радость, переносят в мир детства, вызывают улыбку.

При всем сегодняшнем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. Изготовление кукол своими руками, оформление ими жилища издавна считалось важным и нужным делом. Поэтому я организовала мастерскую «Народная кукла» с детьми подготовительной к школе группе.

Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка. На собственном опыте убедилась, что «истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев».

Занятия по изготовлению народных тряпичных кукол способствуют совершенствованию трудовых навыков у детей, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, уважения к труду, трудолюбия и усидчивости.

Мастерить кукол из ткани и пряжи очень нравится и детям, работать можно как коллективно, так и индивидуально. Такие занятия позволяют детям побольше общаться, вызывают желание создать что-то новое и красивое для своих близких.

Сегодня я хочу Вас познакомить с моим увлечением-изготовлением народных тряпичных кукол.

Весна — это особое время года, когда происходит возрождение природы. Для наших предков весна символизировала обновление. Они верили, что вместе с зимой и метелями уходят все несчастья, хвори и жизненные проблемы, а их сменяет радость, удача и достаток.

Главная кукла весны – «Веснянка». Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Таких кукол девушки дарили друг другу. Она является оберегом молодости и красоты.

Кукла «Птица Радость» самая значимая кукла весны. Эта кукла символизировала птиц, которые приносят на своих крыльях весну. Начало весны наши предки связывали с праздником Сорока Севастийских Мучеников, который отмечается 22 марта, еще этот день называют днем весеннего равноденствия, после которого ночь будет становиться все короче, уступая свое место свету, солнцу и теплу. Именно в этот день прилетают птицы с теплых краев. Эта кукла несет огромную радость и счастье женщине. На протяжении всего года она будет давать силы для свершения дел, помогать в трудных ситуациях и беречь здоровье.

На Сороки делались куклы – Мартинички – маленькие нитяные куколки. Название они свое получили от марта месяца. Мартиничков вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы и из красных - символ весны и жаркого солнца.

Кукла «Сорока» — это обрядовая кукла созданная призвать весну.

Наша героиня отличается от всех кукол тем, что образ птицы в ней выходит на первый план. Как известно, одной из первых весенних птиц являются жаворонки, именно они сообщают всему миру о том, что зима уже растеряла свои силы и весна на подходе. Весной, во время обрядов закликивания женщины пекли из теста маленьких жаворонков, и потом с песнями и плясками раскладывали их на крышах домов, в поле, на лугу для привлечения птиц и скорейшего наступления теплых дней. Поэтому первое и настоящее имя нашей куклы – Жаворонок.

В народе эту необычную куклу называли по-разному: «Сорока», «Сорока-Ворона», «Каркуша», «Птичка».

На мастер-классе поучимся делать своими руками игровую куклу «Сороку Белобоку», которая является любимицей детей и взрослых. Любили «Сорокой» деток забавлять, а сейчас кукла может выполнять роль массажера: маленькому ребенку протягивали ручку и носиком «Сороки» водили по ладошке, приговаривая: «Сорока-белобока, кашу варила…»

Кукла может стать участницей многих праздников и вечерних посиделок. Болтушки и трещотки, модницы и просто красавицы, такие куколки никого не оставят равнодушными!

3. Практическая часть.

Кукла просто загляденье

Детям всем на удивленье

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Кукла «Сорока» одна из самых простых в изготовлении тряпичных кукол. Сделана она по всем традициям народной куклы. Это бесшитьевая кукла.

Начинаем работу в нашей творческой мастерской.

Для изготовления куклы нам потребуется:

лоскут льняной ткани (квадратной формы для туловища и головы куклы);

лоскут льняной ткани (квадратной формы для клюва птички);

лоскутки цветного ситца для платья, фартука, косынок;

нитки «Ирис» красного цвета;

тесьма, бусины для украшения;

ножницы.

Приступим к изготовлению тряпичной куклы «Сорока Белобока»

Кукла «Сорока» делается на основе скрутки. Для основы – скрутки возьмите кусок плотной ткани, подверните одну часть основы немного к себе (на 3 см) и начинайте закручивать с другой стороны — получился валик.

Фото «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления народных кукол»
«Мастер-класс для педагогов ДОО - фото
Фото №1 Мастер класс для педагогов ДОО Развитие творческих способностей дошкольников через изготовление

Перегните получившуюся скрутку пополам. У вас получилась основа.

Фото №2 Народная культура фольклор народных кукол

Это голова и туловище куклы.

Делаем нос для нашей птички. Квадратный лоскут ткани складываем по диагонали пополам. Далее острые углы треугольника складываем к прямому углу – у вас должен получиться ромбик. Сверните его еще раз пополам. У вас получился носик птички.

Фото №3 Кукла Сорока Белобока

Вкладываем клюв птички в основу скрутку и завязываем ниткой сразу под клювом. Чтобы легче завязывался узел, сначала обмотайте вокруг основы, а потом уже завяжите узел.

Фото №4 Народные тряпичные куклы Мастер классы для воспитателей и педагогов Методические материалы для педагогов и воспитателей Народная культура фольклор Работа

На голову птички одеваем платок (лоскут треугольной формы, завязываем платок сзади головы куклы.

Фото №5 Педсоветы семинары тренинги для педагогов Развитие ребенка

Одеваем нашу куклу в сарафан.

Кусок цветной ткани (прямоугольной формы) присбориваем вокруг шеи птички (по длинной стороне, обматываем ниткой несколько раз и завязываем нитку.

Фото №6 Планируемые результаты Изготовление куклы Сорока Белобока из лоскутков

Сверху повязываем фартук (выворотным способом) : лоскут прямоугольной формы кладем лицевой стороной на голову кукле, закрепляем нитью на уровне талии куклы, опускаем фартук вниз.

Фото №7 Повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности Фото №8 Проявление интереса педагогов к изготовлению традиционных народных кукол

Надеваем на голову платок из светлой ткани (это крылья у куклы «Сороки», предварительно складываем квадратный лоскут ткани по диагонали пополам и закрепляем красной нитью.

Фото №9 Оборудование Выставка народных тряпичных кукол кукла Веснянка Мартинички кукла Птица Радость Сорока

Сверху на голову кукле повязываем платок красного цвета. Завязываем концы платка на спине.

Фото №10 Тряпичные лоскутки для изготовления куклы нитки Ирис красного цвета тесьма бусины ножницы схема изготовления куклы Сорока белобока

Украшаем куклу «Сороку-Белобоку» бусами.

Игровая кукла «Сорока-Белобока» готова.

Фото №11 Народные тряпичные куклы куклы из ткани платки треугольной формы красного желтого синего цветов для анализа деятельности педагога по количеству участников мастер класса столы стулья

Рефлексия.

Отзывы педагогов о проведенном мастер классе.

Использование педагогами полученных знаний в своей работе.

Заинтересовала ли Вас данная техника?

Изготовите ли вы с детьми данную куклу?

Как вы считаете, актуально ли изготовление тряпичных кукол в образовательном процессе?

Сделайте такую куклу вместе с детьми! Куколка, изготовленная своими руками, будет особенной и неповторимой, у каждого получится своя "кукольная история".

Уважаемые коллеги, я благодарю Вас за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования методических приемов, и что мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

На ваших столах лежат куклы, проголосуйте, пожалуйста. Повяжите на голову кукле платок:

Красный цвет-все удалось, очень интересно.

Синий цвет - удалось, но материал часто используемый.

Желтый цвет - скучно, не интересный материал.

Спасибо за внимание! Желаю вам и вашим деткам творческих успехов!

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности".

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством детского экспериментирования» Мастер-класс «Развитие речи дошкольников посредством детского экспериментирования» СЛАЙД 1 Подготовила педагог высшей квалификационной.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи и творческих способностей детей через технику друдлы» 2 слайд- Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера.

Мастер-класс для родителей «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности» Цель: ознакомление родителей с играми, направленными на развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности.

Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством техники рисования «граттаж»Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством техники рисования «граттаж» Мастер-класс для родителей Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через технику рисования " Граттаж" Цель:.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники аппликации «Барашки на лугу»Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники аппликации «Барашки на лугу» МБДОУ Чановский детский сад № 2 Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники аппликации «Барашки.

Мастер-класс: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности. Согласно ФГОС, использование.

Активизация творческих способностей дошкольников, педагогов, родителей посредством организации театрализованной деятельностиАктивизация творческих способностей дошкольников, педагогов, родителей посредством организации театрализованной деятельности Методическая разработка Музыкально-творческий проект: «Активизация и развитие творческих способностей дошкольников, педагогов и родителей,.

Развитие одаренности и творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования «Одарённость ребенка – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством коллекционирования кукол для театрализованной деятельности Театрализованная деятельность является наиболее распространенным видом детского творчества. Любую фантазию, впечатления из окружающей жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мастер-класс для педагогов ДОО «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления народных кукол»
Опубликовано: 19 августа 2019 в 12:29
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мастер-класс для педагогов ДОО «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления народных кукол»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Каверина (УИ 309394) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД