Елена Сафонова
«Масленицу провожаем» — конспект интегрированного занятия
конспект интегрированного занятия
Тема: «Масленицу провожаем»
Интеграция образовательных областей: «социализация», «музыка», «коммуникация», «Художественное творчество»
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально- художественная, продуктивная.
Публикация «„Масленицу провожаем“ — конспект интегрированного занятия» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Задачи: познакомить с традиционным русским народным праздником;
развивать творческие способности, используя художественные средства выразительности; воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа;
Материал: русские костюмы, литература: «В гостях у истории» фонограмма Чайковский Масленица, листы бумаги на каждого, краски, карандаши, кисти; кружочки красного, желтого и зеленого цветов.
Содержание занятия :
Установление контакта.
Мы все в сборе,
Начинаем занятие вскоре.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Введение в тему.
Звучит музыка
Запись фонограммы:
«Душа моя, Масленица … сахарные уста, сладкая речь. Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться. Сердцем потешиться».
Постановка проблемы.
- Дети, о каком празднике идет речь? Кто такая Масленица? И как же нам ответить на эти вопросы?
Поиск решения.
(дети предлагают свои варианты ответов и предлагают посмотреть книгу «В гостях у истории)
Выражение решения.
Воспитатель.
Переход к весне и весенним заботам отмечался праздником - Масленицей.
Праздник Масленица возникла у наших предков задолго до принятия христианства. Обряд связан с проводами зимы. Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились на Руси новые церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить.
Масленица – переломная пора. Прощание со старым и ожидание нового. Для этого важно быть всем вместе. Молодым и старым. Родным и друзьям. Поэтому так почитают на масленице стариков. И так радостно чествуют молодоженов.
Масленица – любимый народный праздник. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом. Масленица – неделя сырная, мясопустная. Это потому, что мяса не едят. Зато вволю – сыр, сметану, масло и, конечно, блины. Много веселых потешных шуток, прибауток и песен, пословиц и поговорок связано с этими днями.
(Дети слушают запись пословиц. После каждой пословицы - пауза и обсуждение пословицы.)
*Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.
*На горах покататься, в блинах поваляться,
*Масленица объедуха, деньги приберуха.
*Не все коту масленица, а будет и Великий пост.
Народная мудрость: На масленицу надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона.
Два ребенка одетые заранее в русские костюмы предлагают диалог:
- Касаточка Масленица, ты с чем пришла?
- С пышными блинами да ясным солнышком!
Дети отвечают: Ой, мы масленицу устречали, мы блинами гору устилали!
Воспитатель показывает карточки, на которых написаны только первые буквы слов,
проговаривая:
- И хозяйки пекли б…., о…., п…., к….
Гостей кормили, поили медом ( дети договаривают слова: блины, оладьи, пироги, куличи)
Воспитатель.
Древние считали блин символом солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А поскольку блин, как и солнце, желтый, круглый, румяный и горячий, то верили, что вместе с ним съедают частичку солнечного тепла и могущества.
В народе каждый день масленицы имеет свое название.
Дети по очереди читают про каждый день масленичной недели.
Понедельник – встреча
Строили горы из снега, делали соломенную куклу – Масленицу.
На нее надевали кафтан и шапку, подпоясывали кушаком, ноги обували в лапти. Эту куклу ставили на гору с криками «Приехала Масленица!»
Вторник – заигрыши
С утра девицы и молодицы катались на снежных горках, ели блины, ходили в гости.
Среда – лакомка
Приглашали родственников на блины и угощение. Пели песни, веселились.
Четверг – разгул
С утра и до позднего вечера веселился честной народ. Ряженые с соломенным чучелом (символом уходящей зимы, одетые в женские наряды ходили по улицам. Было принято разводить костры и бросать в огонь старое и ненужное.
Пятница – тещины вечерки
В этот день зятья угощали своих тещ блинами.
Суббота – золовкины посиделки
Молодожены приглашали родных к себе.
Дети строили снежный городок с башнями и воротами, затем разделялись на две половины: одна из них старалась охранять городок, другая силой взять его.
Воскресенье – проводы, целовальник, прощанья
Этот день называют ещё Прощенным воскресеньем. Вечером происходило прощание между родными и близкими: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобой».
Физкульминутка «Чаепитие» (движения имитируют)
Постелю на стол салфетку, разолью по чашкам чай
Размешаю ложкой сахар.
Пей, дружочек, не скучай
Торт порежу. По кусочку на тарелки разложу.
И для всех на пианино поиграю и спляшу.
Самостоятельная работа.
Воспитатель
Дети, вы хотите поделиться знаниями о масленице с родными, тогда нарисуем каждый день масленичной недели.
(Дети рисуют самостоятельно один из дней масленичной недели.)
Подведение итогов. Обсуждают рисунки и организуют выставку рисунков
Рефлексия.
Литература:
Лупоядова Л. Ю., Лупоядов В. Н, В гоcтях у истории. Смоленск: Русич, 2000
Лифиц Е. А. Развитие речи и мелкой моторики. Комплексные занятия. М. : Айрис – пресс, 2010
Новицкая М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля. М. : Дрофа, 1997