Ольга Мороз
Опыт работы «Маршрутная игра как форма организации двигательной активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой.
Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Одна из характерных особенностей подвижных игр — стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата — выигрыша. Игра решает, также еще одну важную задачу- это развитие самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника.
Темочки:
В своей практике, в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные методы и приемы. Изучая литературу по данному вопросу, я узнала о разных видах игр, которые помогают в решении данной задачи. К ним можно отнести маршрутную игру, которая помогает приобрести уверенность в своих действиях и направляет детей делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной деятельностях.
Маршрутная игра – это игра, в которой имеется определённый маршрут (в зависимости от темы игры, на протяжении которого дети выполняют различные задания, достигая конечной цели. Преимущество игры-путешествия в том, что она может быть адаптирована к любой теме.
Новизна маршрутной игры состоит в самой её форме проведения, которая влияет на развитие инициативы и самостоятельности детей. Дети выходят за рамки своей группы и игровой площадки (в зависимости от того, где проходит игра, самостоятельно группой детей перемещаются по маршрутам, выполняя задания. Задания подобраны таким образом, что на каждой станции ребёнок может проявить инициативу в той или иной деятельности, в той деятельности, в которой чувствует себя наиболее уверенно.
Темы игр могут быть разнообразными, в зависимости от интересов детей, запросов родителей, приоритетного направления детского сада и т. д. В рамках подготовки педагоги знакомят детей с материалом по теме игры, актуализируют имеющийся багаж умений.
Межсетевое взаимодействие с другими ДУ или детьми младшего школьного возраста, позволяют расширить рамки и возможности проведения маршрутной игры.
Примеры некоторых маршрутных игр, проведенных мною с дошкольниками:
• Игра «Зарница»
Проводилась с детьми старшего и подготовительного к школе возраста нашего садика, в летний и зимний периоды.
• «Морское путешествие»
Развлечение для детей в форме маршрутной игры морской тематики, которую мы проводили в летний период, в городском парке им. Ю. Гагарина. Участниками мероприятия выступали воспитанники подготовительных групп двух детских садов: №15 «Березка» и №20 «Солнышко». Организатором мероприятия стал д / с №15 «Березка».
Остановимся подробнее на этапах работы :
1. Самоподготовка (изучение технологии проведения маршрутных игр).
Замысел игры заключался в том, что воспитанники вместе с педагогами отправляются в морское путешествие на поиски сокровища. Все участники мероприятия делятся на команды, получают маршрутные листы с указанием станций, на которых дети самостоятельно выполняют задания, предлагаемые сказочными героями и, получая подсказку, двигаются дальше, пока не достигнут заключительной станции, где спрятан клад с сокровищами.
В процессе подготовки принимали участие педагоги детских садов, музыкальный руководитель и инструктора по физической культуре. Совместно были подобраны игры (задания) на развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности ловкости. Самое важное правило для педагогов было то, что ведущую роль в игре брали на себя дети, педагоги могли лишь только корректировать и поправлять ребятишек.
2. Предварительная работа (с родителями, педагогами, воспитанниками).
С участниками мероприятия были проведены консультация «Что такое маршрутная игра? Для чего она нужна?». На данном этапе происходило обсуждение костюмов согласно тематике игры.
3. Создание предметно-пространственной среды.
На данном этапе происходил выбор игрового пространства, оформление пунктов игры, подбор музыкального сопровождения.
4. Изготовление необходимых атрибутов игры.
Педагогический коллектив, совместно с родителями занимался изготовлением карт, подбором заданий, соответственно тематике. Большое внимание педагогический коллектив уделил содержанию заданий, которые предлагались на станциях, подбору музыкального сопровождения, которые выступали одним из важных факторов стимулирующих движения дошкольников, повышающих их эмоциональность и определяющих их ритм и темп.
5. Проведение игры.
В начале мероприятия в игровой форме было организовано формирование команд, затем процесс выбора капитана своей команды, выбора названия команды, и продумывания девиза. В задачу воспитателя входила и предварительная работа с детьми по заучиванию различных девизов, речёвок. Детям было предложено найти спрятанный Капитаном Джеком настоящий клад. Но, чтобы его найти, ребятам нужно было пройти несколько станций и на каждой выполнить интересные задания, посостязаться в ловкости и быстроте, дальности метания и т. д.
На каждой станции по завершению выполнения задания выдавалась подсказка-маршрут, по которому они должны были двигаться дальше. После того, как все кусочки карты были собраны, дети узнали, что настоящий клад спрятан в огромном корабле, дрейфующем около берегов. Ребята выполняли все задания Джека и наконец, достигли долгожданного момента, когда он вынес сундук с сокровищами.
6. Анализ.
Очень ценно, по моему мнению, то, что команды дошколят были сформированы из разных ДУ. Ребята получили опыт выполнения поручений в подготовке и проведении разного рода дел и заданий, наблюдали за работой детей из другого детского сада, анализировали и соотносили результаты проведения дел. Становились в процессе выполнения заданий наиболее ответственными, инициативными. Заработали призы. Приобрели новых друзей.
• Квест-игра «Форт Боярд-2021»
Прошла в ноябре, на базе ДОУ №20 «Солнышко», который стал непосредственным ее организатором. Соревновались ребята трех детских садов: №10 «Снежинка», №15 «Березка», №20 «Солнышко».
Маршрутная игра позволяет дошкольникам действовать самостоятельно, по собственной инициативе, проявить лучшие качества, почувствовать себя успешным, почувствовать себя в ситуации выбора участника по совместной деятельности или собственно деятельности, в которой ребёнок, по его мнению, преуспевает. Опыт создания и развития детско-взрослого сообщества убеждает в том, что это очень действенный путь для успешной социализации детей разного возраста. Основными целями игры путешествия являются: развитие мировоззрения; познавательных интересов и потребностей; ценностных ориентаций; эмоциональной сферы участников педагогического процесса. Они способствуют систематизации знаний, смыслотворчеству, мысленной деятельности, коммуникации всех участников данного процесса.