Людмила Абрамова
Малые фольклорные формы как доступный и эффективный материал для развития речи дошкольников
▼ Скачать
Ролевая игра
«Малые фольклорные формы - доступный и эффективный материал для развития речи дошкольников».
Подготовила:
учитель-логопед
МКДОУ «Детский сад
«Улыбка» г. Жиздры
Абрамова Л. В.
Цель:
Повышение профессиональных компетенций воспитателей ДОУ и дошкольных групп в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в педагогическом процессе.
Задачи:
Публикация «Малые фольклорные формы как доступный и эффективный материал для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
развитие речевой деятельности детей в различных видах детской деятельности с использованием малых фольклорных форм;
формирование у педагогов понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей.
Актуальность.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с. 5).
Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОО.
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры.
Задачи:
Ускорить процесс отработки и автоматизации звуков в речи дошкольника;
Тренировать фонематический слух;
Выработать ясную и четкую дикцию;
Формировать навыки разговорной речи;
Расширять словарный запас;
Воспитывать звуковую культуру речи;
Развивать связную речь;
Расширять представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
Обеспечивать формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
Доставлять детям радость и обогащать новыми эмоциональными впечатлениями.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора. Это потешки, прибаутки, колыбельные песни, пестушки, заклички, приговорки, дразнилки, молчанки, перевертыши, переклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки и др. Все эти формы погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье.
Ход ролевой игры.
1 часть. Педагоги сидят в зале (педагоги – это дети - воспитанники ДОУ).
Логопед: Скажите в какой стране мы с вами живем?
Педагоги: Россия. (Показать на глобусе).
Логопед: Чем же знаменита Россия? Почему о ней знают люди во многих странах? Чем она богата?
Ответы педагогов: Городами, национальностями, музеями, памятными местами, традициями, промыслами и т. д.
Логопед: А еще наша страна богата фольклором. А вы знаете, что такое фольклор.
Педагоги: Это песни, пословицы, загадки, поговорки, считалки, дразнилки, потешки, колыбельные, заклички, приговорки, скороговорки, молчанки, сказки…
Логопед: А кто их сочинил?
Педагоги: Народ.
Логопед:
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко гляди вперед.
Но приданья старины
Забывать мы не должны.
Логопед: А вы хотите побывать в стране фольклора?
Педагоги: Да.
Логопед: Попасть в эту страну сможет лишь тот, кто любит и знает песни, пословицы, загадки, поговорки, считалки, дразнилки, потешки, колыбельные, заклички, приговорки, скороговорки, молчанки, сказки…
- Сегодня у нас открыта выставка. На ней представлены иллюстрации к русским народным сказкам. Отгадайте, пожалуйста, и назовите сказку по иллюстрации. (педагоги называют сказку и показывают соответствующую иллюстрацию).
- Коллеги, отгадайте загадку:
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог…
Это сказка. (ТЕРЕМОК)
- А, какая сказка своим сюжетом похожа на сказку «Теремок»? («Рукавичка»).
- Да,в сказке «Рукавичка» медведь порвал рукавичку, которую обронил мужик-охотник, но сначала эту рукавичку нашла мышка, она сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась (выполняются мимические движения)и очень обрадовалась, что обогреется в теплом домике.
Устроилась мышка поудобнее (артикуляционное упражнение «Футбол», «Лопатка»)
Только устроилась,как вдруг лягушка стучится –(прохлопаем Ля-гуш-ка, проквакаем Ква-ква-ква)
Стали они жить-поживать.
А вы знаете, что у них сегодня на обед? ( картинки или предметы: кастрюля-горох, тарелка-картофель, салатник-морковь, чашка-груша, пироги -яблоко)
Суп из гороха, какой он (гороховый)
Пюре из картофеля, какое (картофельное)
Салат из моркови, какой (морковный)
Компот из груш, какой (грушевый)
Пироги из яблок, какие (яблочные)
Скакал мимо заяц (Логопедическое упражнение Зайчик»(поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы) (-прохлопаем За-яц). остановился и говорит: «Пустите меня погреться». А, у него с собой полная корзинка фруктов и овощей, запасов на зиму. Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (подуем на кончик широкого язычка). Решили мышка с лягушкой зайца пустить, оступился заяц да рассыпал все фрукты и овощи. Поможем ему их собрать. Только, нужно каждый фрукт описывать (дети собирают рассыпанные фрукты - это яблоко круглое красное)
Бежит мимо лисичка-сестричка. (Логопедическое упражнение «Лисичка улыбается» Одновременно поднять оба уголка рта). Бежит, хвостиком следы заметает («Почистим зубы») Мечтает о вкусном обеде, облизывается («Вкусное варенье»)
Скажите: о чем мечтает лисичка, когда услышите правильное слово
-Кофть-Тость-Кошть-Кость
-Чупчик-тупчик-суптик-супчик
-Шашишка-Фасифка-соситка-сосиська
Увидела лисичка рукавичку и просится: «Впустите меня к себе. Я такая пушистая, нам вдвое теплее станет». Стали они жить вместе.
Живут, поживают, песни распевают. Фонетическое упражнение («Поем звуки»)Музыкальная распевочка.
А когда кабан попросился, то не хотели его сразу впускать, тесно стало, но кабан стал зверей пугать. Напугались звери (имитация) и впустили его.
А тут волк по снегу скрипит (ш-ш-ш-ш, замерз, отказывать ему не стали, когда он попросился погреться.
Вот идет мимо большой медведь. Логопедическое упражнение «Медведь показывает зубы». Оттянуть вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.) Остановился возле рукавички (упражнение «Лопатка») и громко говорит : «И мне место найдется» (удержать кончик язычка за нижними зубами). Полез в рукавичку. Затрещала рукавичка по швам :С-с-с-с.
Как только услышите, что рукавичка трещит - хлопните в ладоши, а трещит она С_С_С. Слушайте внимательно : ф,с, ш, т, з, с.
Лопнула рукавичка (дети дуют на кончик широкого язычка, разбежались звери себе новые домики искать.
А в это время мужик вернулся, подобрал пустую рукавичку и удивился:
«Кто же ее так разорвал?»
Чистоговорки:
Шла-шла-шла- мышка варежку нашла (указательный и средний пальцы проходятся по бедрам)
Щи-щи-щи- лягушка с мышкой варят щи (указательными пальцами покачивают из стороны в сторону)
Чик-чик-чик – мимо скачет зайчик (сжимают и разжимают кулачки)
Са-са-са- бежит хитрая лиса (поочередно поднимают и опускают кулачки)
Бан-бан-бан – еще просится кабан (вращают кулачками перед грудью)
Вок-ок-ок-с ними будет жить и волк (хлопают в ладоши)
Еть-еть-еть –разорвал ее медведь (поочередно поднимают и опускают кисти с напряженными пальцами-коготками)
-А разорвана она на много кусочков (собери рукавичку)
- Почему эти сказки называются русскими народными? (Потому, что их придумал и сочинил русский народ)
Раздаётся плач ребёнка.
- Ой, что это,? Кто-то плачет! (Обращает внимание на малыша в колыбельке)
- Это плачет наш малыш Яша. Он проснулся и заплакал. А что мама обычно делает, чтобы успокоить малыша, чтобы он уснул? (Поёт ему колыбельные песенки)
- Послушайте одну из таких песенок. Ребята, присядьте на коврик. А Вы, Людмила, возьмите, укачайте малыша. (Звучит в грамзаписи колыбельная песенка «Баю- бай»)
- С самого раннего детства в нашу жизнь входят народные песенки, потешки, пестушки, которые напевает мама. А какие народные песенки, потешки вы знаете? (Педагоги читают «Потягушки», «Водичка-водичка», «Расти, коса, до пояса» и другие, сопровождая их соответствующими движениями.)
- Коллеги, а как в этих песенках, потешках мама обращается к своему малышу? (Она ласково называет его по имени, дитя, деточка, дитятко, дитятя, дочка, сынок, доченька, дочурка) Молодцы, коллеги!
2 часть.
- Давайте с вами выложим звуковую модель слова «дитя». Кто хочет пойти к доске? (Один педагог работает у доски – выкладывает звуковую модель слова, а все остальные – за столами. Педагог объясняет: «В слове «дитя» 1-ый звук – д – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем его фишкой - ; 2-ой звук – и – гласный, обозначаем его кругом - ; 3-ий звук – т – согласный, мягкий, глухой, обозначаем его фишкой - ; 4-ый звук – а – гласный, обозначаем его кругом -).
- Коллеги, проверьте: все ли так выложили звуковую модель слова «дитя» или кто-то выложил по-другому? Кто хочет выложить это слово с помощью букв (Педагог под схемой выкладывает слово «дитя».)
- Екатерина, почему Вы положили букву Я? (После мягкого согласного слышится звук А – дита-а-а, а пишется буква Я.)
- Коллеги, давайте мы прочитаем слово, которое выложили на доске. ( Педагоги читают: ди-тя.) А теперь прочитайте шепотом слово, которое вы выложили у себя на столе с помощью букв. Все правильно выполнили задание?
- Скажите, пожалуйста, сколько всего звуков в слове «дитя»? (4) А букв? (4) Сколько гласных звуков в слове «дитя»? (2) Назовите их. (И, А) А сколько гласных букв? (2) Назовите их. (И, Я) Скажите, сколько слогов в слове «дитя»? (2) Давайте произнесём слово по слогам. ( Дети прохлопывают слово и произносят: ди-тя.) А как по-другому можно проверить, что в этом слове два слога? (Прикладываем ладонь тыльной стороной к подбородку, сколько раз подбородок коснётся руки при произнесении слова, столько в нём и слогов)
(Логопед просит педагога зарисовать схему слогового деления слова)
- Скажите, пожалуйста, на какой звук падает ударение? (На звук – А) А на какую букву? (На букву – Я) Давайте проверим: «позовите» это слово – ди-тя. Мария, поставьте знак ударения в схеме. (Педагог работает у доски)
- На какой слог падает ударение? (На 2-ой)
(Логопед предлагает педагогам за столами найти соответствующую схему, состоящую из двух слогов с ударением на втором слоге)
- Коллеги, а вы помните, как зовут нашего малыша, который мирно спит в своей колыбельке? (Его зовут Яша.) Давайте произнесё м это имя: Яша (произносят нараспев, выделяя, протягивая голосом каждый звук).
- Давайте с вами внизу выложим звуковую модель слова «Яша». Кто хочет пойти к доске? А вы, коллеги, выполняйте задание у себя за столом. (Точно так же разбирается слово «Яша» : .)
- А теперь давайте выложим слово «Яша» под нашей схемой при помощи букв. (Один ребёнок работает у доски, все – за столами: Яша.)
- Коллеги, проверьте, вы так выложили это слово? Арина, а почему Вы положили 1-ую букву – Я? А почему у Вас буква Я – большая? ( Педагог объясняет: в слове «Яша» слышится 2 звука – Й,А, а пишется одна буква Я. Яша – имя мальчика, а имена пишутся с большой буквы.)
- Давайте все вместе прочитаем: Я-ша. Коллеги, посмотрите на доску и скажите, сколько звуков в слове «Яша»? (4) А сколько букв? (3) Почему же так! (Буква Я в начале слова обозначает два звука – Й, А или: в начале слова слышится два звука – Й, А, а пишется одна буква Я.)
- Коллеги, произнесите слово по слогам. Кристина, зарисуйте схему слогового деления слова. (Педагог зарисовывает)
- На какой звук падает ударение? Давайте проверим: ЙА-а-а-а-ша. (На звук А) На 1-ый или 2-ой звук А? (На 1-ый) А на какую букву? (На букву – Я) Кристина, поставьте знак ударения на схеме и в слове. (Работа у доски и за столами)
- Молодцы, все задания выполнили верно.
3 часть.
Угадайте название сказки по предметам (Предметы демонстрируются на слайдах на ноутбуке).
• Кожа лягушки, стрела, кощей… (Лягушка царевна)
• Маша, пирожки, медведь. («Маша и медведь»)
• Яичко, мышка, курочка. («Курочка Ряба)
• Корова, яблоня, рулоны с тканью… (Хаврошечка)
• Печка, щука, Емеля. (По щучьему велению)
• Печка, яблоня, лебеди… (Гуси – лебеди)
4 часть. Сказочные загадки!
• В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка.
(«Машенька и медведь»)
• Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собою уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит.
(«Лисичка со скалочкой»)
• Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья. Заготовили все впрок. Нос не сунет серый волк.
Живите на здоровье! Построено … («Зимовье»)
• В какой сказке девочка за свое трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством?
(«Морозко»)
• В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери?
(«Бычок – смоляной бочок»)
• Назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом (Баба Яга)
(Внезапно появляется Баба Яга.)
Педагог. Давайте подразним Бабу-Ягу.
Бабка-Ежка Костяная ножка. Печку топила, Кашу варила.
С печки упала, Ногу сломала. Вышла на улицу Задавила курицу.
Баба Яга. Если в сад попасть хотите, Мне тогда вы помогите.
Сказки-шутки расскажите, И меня развеселите.
Педагоги.
Таня – баня шла по броду, Решетом носила воду.
А помыть хотела пол – Приморозила подол.
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор На Булановой телеге,
На скрипучей лошади,
Сапоги на нем с карманом, А жилетка с каблуком, Подпоясался дубиной, Опирался кушаком.
Как петух в печи пироги печет, Кошка на окошке рубаху шьет, Поросенок в ступе горох толчет, Конь у крыльца в три копыта бьет, Уточка в сапожках избу метет.
Чик, чики, чикалочки! Едет гусь на палочке, Уточка на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке.
А где это видано и в какой деревне слыхано, Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес Да на полочку унес,
А полочка обломилась, И яичко разбилось, Овечка раскохталась, Кобыла раскудахталась:
- Ой, куда, куда, кудах! Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал, Голопузый за пазуху поклал,
А слепой –то поглядывал, А глухой –то подслушивал
А безногий водогон побежал, Безъязыкий «Караул» закричал!
5 часть. Путаница. Необходимо вспомнить и дать правильно названия сказок.
(Название в ноутбуке)
• «Петушок и гороховое зернышко» (Бобовое)
• «Петушок Ряба» (Курочка)
• «Даша и медведь» (Маша)
• «Волк и семеро тигрят» (Козлят)
• «Заюшкин домик» (Заюшкина избушка)
• «У страха глаза огромны» (У страха глаза велики)
• «По рыбьему велению» (По щучьему велению)
• «Утки – лебеди» (Гуси – лебеди)
• «Лисичка с кастрюлькой» (Лисичка со скалочкой)
• «Два медведя» (Три медведя)
• «Сестрица Аленушка и братец Максимушка» (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
• «Летучий матрасик» (Летучий корабль)
• «Пирожок» (Колобок)
6 часть. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки.
Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
• Кончил дело — гуляй смело.
• Дело мастера боится.
• Любишь кататься — люби и саночки возить.
• Семь раз отмерь, один — отрежь.
• Друг познается в беде.
• Старый друг лучше новых двух.
• Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.
• Держи язык за зубами.
• Голоден, как волк.
• Семеро одного не ждут.
• Тише едешь — дальше будешь.
• Поспешишь — людей насмешишь.
Логопед. Домой вы попадете, когда скороговорки мне прочтете.
(Педагоги по очереди произносят скороговорки.)
Педагоги:
• Сорока с вороной спорила, спорила и тараторила.
• Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап.
• Сыворотка из-под простокваши.
• Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
• Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
• У меня на языке прыгают скороговорки как караси на сковородке.
• Была у Флора – Флору на Лавра наврала. Пойду к Лавру – на Флора навру.
• У Тамары тараторки тридцать три скороговорки.
• Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Заключение.
- Коллеги, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? (Отгадывали сказку по иллюстрации, вспоминали русские народные песенки, потешки, укачивали малыша, пели ему песенку, делали звуковой анализ слов «дитя», «Яша», печатали слова, делили слова на слоги, зарисовывали слоговую модель слов)
- Да, мы сегодня с вами ещё раз вспомнили правило написания буквы Я в начале слова и после мягких согласных, вспомнили правило: имена, фамилии людей, названия городов и пр. пишутся с большой буквы. Не забывайте эти правила, когда будете что-то писать.
Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.
Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.
Фольклор – это народная педагогика, это опыт воспитания детей целых поколений.
Литература.
1. Алексеева, Н. В., Градусова Л. В. Методологическое сопровождение деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по приобщению дошкольников к фольклору [Текст]// Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5–2. — С. 263–264.
2. Архипенко, Я. Р. Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников [Текст]// Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 1–4.
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст]/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с.
4. Иванова, А. И., Спицына, Т. В. Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников [Текст]// Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 4–5. — С. 630–635.
5. Щемерова, Н. Н., Агеева, С. В. Интеллектуально-речевое развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с фольклором [Текст]// Контентус. — 2015. — № 3. — С. 7–12.
6. Федотова, О. А. Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ / О. А. Федотова, А. О. Родионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 43-45. — URL : https://moluch.ru/archive/304/68501/ ( дата обращения: 03.10.2022).