Татьяна Золотарева
Маленький человек в новой среде. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация, как приспособленность к новой обстановке детского сада включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психофизиологических особенностей ребенка, характера отношений в семье, воспитания и условий его пребывания в яслях или детском саду.
В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание. Это нетрудно понять – ведь ломается стереотип жизни, позволяющий ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно. Второй чрезвычайный психотравмирующий фактор – разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности.
Публикация «Маленький человек в новой среде, Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?» размещена в разделах
В адаптационный период дети испытывают длительные эмоционально отрицательные переживания: страх, тоску, тревожность, ухудшение самочувствия, частую смену настроения, что является часто источником ряда заболеваний.
Малыш включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. Даже уровень шума в группе поначалу может быть сильным психотравмирующим фактором. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку, общению с незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателя.
Нелегко адаптируются дети, чрезмерно опекаемые родителями, привязанные к матери, привыкшие к исключительному вниманию, без навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из – за большого количества страхов, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры. Невротическое состояние матери особенно неблагоприятно влияет на адаптацию ребенка, поскольку у нее усиливается беспокойство за него, на что тот отвечает еще большей аффективно заостренной или невротической привязанностью.
Период адаптации в среднем может занимать от месяца до полугода, а в некоторых случаях и до года. Поэтому родителям следует запастись терпением и с пониманием относиться к капризам ребенка в первые месяцы посещения детского сада.
Для того, чтобы процесс адаптации к условиям детского сада был более успешным, необходимо заранее приучать ребенка к режиму детского сада (сон дневной, прогулка, игры, говорить с ребенком о детском садике.
Хорошо, если родители заранее (летом) начинают готовить малыша к режиму детского сада. Познакомятся с воспитателями, группой, поинтересуются с какими играми можно поиграть с ребенком, чтобы они были ему знакомы уже перед поступлением в детское учреждение. И самое главное, формируют у детей культурно – гигиенические навыки: правильно держать ложку, самостоятельно кушать; одеваться и раздеваться в определенном порядке, при небольшой помощи взрослого, снимать одежду, обувь; под контролем взрослого, а затем и самостоятельно мыть руки, вытирать лицо и руки личным полотенцем. Формирование самостоятельности малыша - один из залогов успешной адаптации.
Обратить внимание на развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей. Развитие умения играть в игры, способствующие совершенствованию основных движений: ходьба, бег, бросание, катание.
Не пугайте малыша воспитателем – настраивайте ребенка (и себя) на добро, внимание, понимание. Выясните, насколько трудно ребенку оставаться без вас.
Сейчас в садах принято постепенное приучение ребенка. В первые дни придите с малышом на прогулку с детьми, стойте рядом, но не вовлекайте в игру, пока ребенок сам не захочет поиграть. Сами посмотрите, как взаимодействует ваш малыш с другими на площадке.
Далее приводите ребенка в детский сад после завтрака и забирайте примерно, через два часа. Хвалите ребенка, интересуйтесь тем, что он делал без вас. Какое – то время можно забирать ребенка на прогулке или после прогулки – это Вам решать. Можно первое время давать ребенку игрушку с собой – она будет, как связь с Вами и домом на расстоянии.
Через некоторое время наступает момент, когда ребенок начинает понимать, что мама уходит, и он будет скучать без нее. Начинается трудное расставание. Семья, ведущая замкнутый образ жизни, не учит ребенка контактировать с незнакомыми людьми – малыш будет сильно переживать из – за разлуки с родителями. Хорошо, когда малыш остается с кем – то из членов семьи (папа, бабушка, дедушка). Признаки готовности к недолговременной разлуке: малыш может оставаться без родителей со знакомыми взрослыми, легко завязывает знакомства, проявляет интерес к детям, которых видит впервые.
Плохо адаптируются в детском саду, как правило, дети, которые психологически не готовы к выходу в более широкий круг, чем семья. Детки, которые на игровой площадке меньше других общаются и взаимодействуют с другими детьми и взрослыми. Если малыш остро реагирует на расставание с родителями, до садика он не дорос.
Часто именно таких детей хотят отправить в дошкольное образовательное учреждение мотивируя тем, что там он научится общаться.
Важно учитывать, что в период привыкания к детскому учреждению дети чувствуют себя в группе скованно, а это приводит к накоплению внутреннего напряжения, которое может стать причиной невроза. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует как можно больше играть в веселые и подвижные игры и в полной мере выражать свои эмоции – как детям, так и взрослым.
• Пример игрового комплекса «Ай да мячик»
- Разминка(1 мин) предложить вместе попрыгать, как мячики. Движения по тексту:
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головой кивают,
А после отдыхают.
• Игровые упражнения:
1. Ходьба и бег вокруг мяча(30 сек)
2. «Отдохнет наш мяч немножко, пока хлопают ладошки»
3. «Прятки с мячом»
4. Подвижная игра «Покатаем мяч друг другу»
5. «Покажем мячики солнышку» - руки с мячом над головой.
6. «Сбей мячом кеглю (кубик)»