Татьяна Варичева
Конспект занятия по экспериментированию «Маленькие ученые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вызвать желание продолжать опыты с водой, стимулировать знания о свойствах воды, познакомить с некоторыми неизвестными свойствами воды, объяснить значение воды для живого мира.
Ход занятия
Если посмотреть на глобус - то сразу заметим, что большая часть земли занимает вода.
Ребенок читает стихотворение о воде:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить (Н. Рыжова)
А в каких водоемах содержится вода? Какие вы знаете водоёмы?
Слайд.
Д. моря, океаны, реки, озера, пруды, болота, родники.
В. Чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках, прудах, и озерах.
Д. В морях и океанах она соленая, а в реках, прудах, озерах она пресная.
Да она отличается по вкусу. А чтобы узнать больше о воде давайте превратимся в маленьких ученых и пройдем в лабораторию. (Дети одевают фартуки)
Опыт.
На столе 2 банки с водой, соль, яйцо, ложка. Солим воду. Опускаем яйцо в пресную воду.
Что с ним произошло?
Оно утонуло.
Опускаем яйцо в соленую воду.
Что произошло?
Оно плавает,
Какое странное яйцо то ему плавать хочется, то на дне лежать.
А может дело не в яйце.
А в чем же тогда?
В этой банке соленая вода, а в другой пресная.
Правильно, потому что соленая вода плотнее, чем пресная. Соль повышает плотность воды.
В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек может лежать на воде как на диване и читать газету.
Слайд.
Зарисовка опыта.
Вывод: соленая вода плотнее, тяжелее, чем обычная пресная вот она и держит яйцо на поверхности.
А сейчас давай поговорим о плотности пресной воды. Вы знаете, что вода может быть твердой - замерзать. Посмотрите у меня на тарелочки маленькие льдинки.
Опустите их в пресную воду, что вы видите.
Лед не тонет, Почему, ведь лед – это та же вода, но замерзшая
Вывод: плотность льда меньше, чем плотность воды, поэтому лед держится на поверхности воды.
Слайд.
Рассказываю детям, что с наступлением холодов холодная вода на поверхности начинает охлаждаться и опускается вниз, где перемешивается с остальной водой. Когда температура всей воды достигает - 4 градуса, вода с поверхности уже не опускается и не перемешивается с остальной, а остаётся тонким слоем на поверхности. Этот тонкий слой служит «покрывалом» для водоема, не даёт морозу сковать водоём до дна, оберегая его обитателей от замораживания.
Физкультминутка «Вода – не вода»
Игра на внимательность. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, дети встают. Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки. Если предмет или явление не имеет отношение к воде – дети хлопают в ладоши.
Слова для игры: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, озеро, дельфин.
Вода имеет в себе много загадок. И настоящие ученые всегда стремятся их разгадать. Вот, например, когда идет дождь или вы наливаете чай, или, когда открываете кран, то вода течет сверху вниз. Но всегда ли так? Есть еще одно свойство воды – вода может не только течь сверху вниз, но и подниматься снизу вверх по узеньким канальцам, которые есть в других веществах.
Опыт.
Давайте проведем эксперимент. Возьмите салфетку и опустите край салфетки с нарисованными фломастером точками в воду с блюдцем. Что произошло?
Салфетка намокла.
Вода поднялась снизу вверх. Благодаря капиллярному эффекту, возможна жизнедеятельность растений, так вода проникает от корней деревьев к листьям.
Слайд.
Чтобы убедится в этом, проведем еще один эксперимент.
У вас на столе лежат спички надломленные посередине. Возьмите пипетки и намочите на месте сгибов спички. Через некоторое время вы убедитесь, что дерево тоже может за счет капиллярного эффекта, намокнуть и распрямиться.
Пока спички намокают, возьмите цветы лотоса, сделанные из бумаги, и опустите в емкость с водой.
Что произошло?
Цветы распрямились, так как бумага намокла и стала тяжёлой.
Посмотрим на спички. Они распрямились и образовали звезду.
Вывод: древесина тоже, как и бумага состоит из волокон (капилляров).
Вода впитывается в волокна и заставляет их набухать, увеличивая их в размерах. За счет этого и распрямляются надломленные спички.
Молодцы!
Со всеми заданиями вы справились.
Подведем итог занятия : О каких свойствах воды вы узнали на занятии?
Соленая вода плотнее, чем пресная, а пресная плотнее, чем лед.
Вода имеет свойство подниматься по капиллярам вверх.