Елена Кольцова
Проект для детей старшей группы «Лук от семи недуг»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД с. СТОРОЖЕВКА ТАТИЩЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОСКОЙ ОБЛАСТИ»
Проект для детей старшей группы
«Лук от семи недуг».
Автор проекта : Воспитатель
Кольцова Елена Викторовна
.
Паспорт проекта
Вид проекта : творческий, групповой.
Тип проекта : Познавательно-исследовательский, практический.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители
Темочки:
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Возраст детей : 5-6лет.
Тип проекта : Познавательно-экологический, исследовательский.
Объект исследования: репчатый лук.
Актуальность: Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо на подоконнике.
Цель проекта : вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию и наблюдения за ростом репчатого лука в комнатных условиях.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук»; представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
2. Познакомить со строением луковицы, с условиями, необходимыми для роста растения; со значением витаминов в жизни человека.
3. Учить детей ежедневно ухаживать за луком в комнатных условиях.
4. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в контейнере с почвой и в воде.
5. Создать условия для исследовательской деятельности.
6. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
7. Научить детей видеть результат своего труда.
8. Организовать работу с родителями по заданной теме.
Проблема: Дети почти ни чего не знают о зеленом витамине. Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.
Предполагаемый результат:
1. Научить детей сажать лук и ухаживать за ним, познакомить с условиями его содержания;
2. Стараться дать знания о пользе зеленого лука зимой.
3. Формирование знаний и представлений о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
4. Получить знания о строении лука.
1 этап: Подготовительный
1. Знакомство с художественным произведением Дж. Родари «Чиполлино»;
2. Подбор информации о луке из книг, журналов, интернета
3. Изготовление карт-наблюдения;
4. Разгадывание загадок;
5. Подбор и чтение художественной литературы (сказки, пословицы, поговорки, загадки, стихи)
6. Презентация «Что мы знаем о луке?»;
Работа с родителями:
1. Приобретение емкостей, земли и лука для посадки
2. Оформление ширмы на тему: «Интересное о луке»
3. Работа дома: изготовление «Книжек-малышек» совместно с детьми (сказки, стихи, загадки, кулинарные рецепты).
2этап: Экспериментально-познавательный
Цель: Дать воспитанникам представление о условиях и потребностях которые необходимы для роста лука.
Задача:
1. Вызвать у детей интерес к выращиванию лука и сформировать наблюдательность к изменениям прорастающего лука в разных условиях.
2. Сравнить лук выращенный в разных условиях
3. Результат зафиксировать на картах-наблюдения
3 этап: Заключительный
1. обобщение полученных знаний в результате позновательно-исследовательской деятельности
2. Изготовление рукотворных книг сказки, стихи, пословицы, рецепты.
Наблюдение за ростом лука
Цель:
1. Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.
2. Познакомить с различными сортами лука (золотистый и фиолетовый (красный)
3. Показать развитие луковиц на различных этапах роста.
4. Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.
5. Развивать наблюдательность, способность
экспериментировать, делать умозаключения.
Программные задачи:
1. Формировать представление о луковичных, о разнообразии сортов и их назначении.
2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.
3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.
4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки.
5. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (свет, вода, тепло).
Участники эксперимента: Воспитатели и дети.
Направленность работы: Исследовательская.
Формы работы: Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, срезка, употребление в пищу.
Перспективное планирование:
1. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету и сорту.
2. Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы.
3. Наблюдение за прорастанием луковиц. Определить, какие из них проросли первыми.
4. Сравнение темпов роста луковиц, с занесением наблюдений в календарь.
5. Срезка зелёных перьев лука и употребление в пищу.
Оборудование: Луковицы 8 штук: лук золотистый - 4 штуки и фиолетовый (красный) - 4 штуки, банки, лейки с водой, поддоны с землёй, фартуки для работы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, подойдите все к столу и станьте вокруг него. Я хочу показать вам, что я нашла сегодня у дверей нашей группы.
(открываю салфетку с коробки, в которой лежит лук)
-Что это?
-Верно, это лук. Но посмотрите, он не только разный по величине, но он разный по окраске – у одних луковиц чешуйки золотистые, а у других фиолетовые. В одном они все одинаковые - твёрдые на ощупь. (предлагаю детям внимательно рассмотреть, ощупать луковицы)
-Еще я хочу рассказать вам невероятную историю. Когда я поднималась по лестнице, я услышала чьи то голоса. Сначала я думала, что это пришёл кто-то из детей, но когда прислушалась, то поняла, что это спорят луковицы в коробке.
Золотистые луковицы кричали: Нас, золотых луковиц, больше всех, нас хозяйки кладут почти во все блюда, в нас больше всего витаминов, наш сорт сажают чаще, растём мы быстро и даём много зелёных перьев.
Фиолетовый тоже не отставал - А нас режут в изысканные салаты, но это не значит, что в нас мало витаминов и мы менее полезны. Растём мы тоже очень быстро и еще никто не жаловался на вкусовые качества зелёного пера.
Долго слушали этот спор две большие луковицы, а потом тоже вступили в разговор - чего вы спорите, мы всё равно из вас самые быстрые в росте. Вам для роста нужна земля, тепло, вода. А мы можем расти даже без земли.
Но тут луковицы притихли, видимо поняли, что за ними кто-то наблюдает.
-Ребята, вы хотите разрешить спор луковиц. Узнать, какой же из них быстрее прорастёт, даст зелёные перья, попробовать на вкус и сравнить их. Вы согласны участвовать в эксперименте?
Наблюдение №1. ,Выращиваем лук’’.
Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.
Собрав детей вокруг большого стола, воспитатель предлагает рассмотреть луковицы золотистые и фиолетовые, сравнить их. Подводит их к выводу: луковицы одинаковые по величине, форме, но разные по цвету; все три твердые на ощупь. Затем уточняет, какие условия нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень. Воспитатель предлагает выращивать лук в разных условиях и в воде и в земле.
Одни дети наливают воду в баночки, ставят луковицы, приклеивают опознавательную информацию, другие делают зарисовки на странице календаря наблюдений. В заключении воспитатель сообщает: через неделю, в этот же день, мы будем рассматривать луковицы и снова их рисовать.
Наблюдение № 2, ,Выращиваем лук’’
Цель: учить детей замечать изменениями, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий - воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании. В начале разговора воспитатель уточняет, сколько прошло времени со дня посадки луковиц. Мы сажали лук на прошлой неделе, в понедельник. Сегодня тоже понедельник, значит, прошла целая неделя. Ее можно представить цветной полоской, которая состоит из семи квадратиков - дней разного цвета, как в нашем календаре природы. Эту «полоску времени» мы приклеим на страницу, на которой будем рисовать лук.
Наблюдение № 3. ,Выращиваем лук’’.
Цель: учить детей замечать изменения в росте луковиц (зелени корней, связывать их с условиями, в которых находится каждое растение; делать зарисовки с натуры, пользуясь трафаретами; замечать истекшую неделю в календаре,полоской времени’’.
Наблюдение №4. ,Выращиваем лук’’.
Цель: учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц, фиксировать различия и связывать их с неодинаковыми условиями жизни, зарисовать луковицы с натуры.
Наблюдение №5. ,Выращиваем лук’’.
Цель: развивать в детях наблюдательность—умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
В этом наблюдении участвует Заинька. Он интересуется, что выращивают дети, хочет узнать, что они делают с луком, удивляется, что природа есть и в доме (помещении, а не только в лесу.
Мы посадили лук в один день 13 марта, в землю и в банки с водой. Для того, чтобы выяснить какой лук прорастет в земле или в воде быстрее.
Завели дневник наблюдения за луком
Наблюдение за луком через 7 дней 23.03.18
Лучше всего проросли луковицы, посаженые в землю. Длина перьев составляет 7-9 см. В воде лук вырастил длинные корни, перья примерно 3-5 см. Одна красная (фиолетовая) луковица в воде не проросла совсем. Лук, лишенный света и воды (но сидящий в земле) пророс, длина перьев примерно 1,5 см.
Наблюдение за луком через 7 дней 27.03.18.
По-прежнему лук, посаженый в землю растет лучше всего. Длина перьев золотистого лука составляет 30 см, а фиолетового (красного) - 25 см. Золотистый лук в воде вырастил длинные корни, достающие до дна банки, длина перьев составляет 13 см., красная луковица в воде без изменений - нет перьев, корни короткие. Произвели подрезку верхушки. Под колпаком, лук растет примерно одинаково и длина перьев составляет 5,5 - 6 см. Лук лишен воды.
Наблюдение за луком через 7 дней 03.04.18
По прежнему лук, посаженный в землю растет лучше всего. Длина перьев составляет 18-20 см. В воде золотистый лук вырастил длинные крни, перья примерно 12-15 см.
Наблюдение за луком через 6 дней 10.04.18
По-прежнему лук, посаженый в землю растет лучше всего. Длина перьев золотистого лука составляет 35 см, а фиолетового (красного) - 40 см. Золотистый лук в воде вырастил длинные корни, достающие до дна банки, длина перьев составляет 17 см., красная луковица в воде без изменений - нет перьев, корни короткие. Под колпаком, лук растет примерно одинаково и длина перьев составляет 10 см. Лук лишен воды.
Когда лук вырос, мы его срезали и дружно съели на обед.
Вывод: В земле лук у нас рос быстрее. Лук который был посажен в воду, в один день прорастал по разному. Лук который был меньшего размера пророс быстрее.
Для выгонки лука на зелень, лук садят в горшки, либо семенами. Посадка луковицами – самый простой способ получить зелень.
В этом случае уход за растениями минимальный, требования к почве в горшках – не самый суровый, можно обойтись без досвечивания в зимний период. Гарантия получения урожая практически 100%.
Результат.
1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука.
2. У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в
комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
3. Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
Список литературы:
- Интернет ресурсы.
- Сайт «Планета детства», «Педагогика 21 века».
- Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская
деятельность дошкольников», Москва, 2016г. ;
- Н. Долгушина «Организация исследовательской деятельности младших
школьников», № 10 - 2006г. ;
- И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир «Детское экспериментирование старшего
дошкольного возраста», Москва – 2003г. ;
- А. И. Савнеков «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать
знания», Ярославль – 2002г.
- Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп детского сада». М. : Изд. «Просвещение» 2006.
Приложение
Работа с родителями