Галина Казакова
«Лучшие друзья». Конспект занятия по развитию сенсорной культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий». Учить находить мягкие и твердые предметы на ощупь.
Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе эксперимента.
Активизировать в речи слова: твёрдый, крепкий, мягкая, белая, легкая.
Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Оборудование и материалы:
- Проектор, экран для показа презентации «Домик для Кузьки»;
- пуговицы (большие и маленькие);
Публикация «„Лучшие друзья“, Конспект занятия по развитию сенсорной культуры дошкольников» размещена в разделах
- для опытно-экспериментальной работы: поднос с камешками и ватой, баночка с водой, 2 блюдца, ложка (у воспитателя и детей, белые халаты для каждого ребёнка;
- корзина с яблоками, счётные палочки;
Предшествующая работа: наблюдения на прогулках, труд.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А что это за записка на столе? Это загадка. Если мы её отгадаем, то поймём от кого она. Слушайте внимательно:
Кто в одной сторонке,
В маленькой избёнке
Жил-был – не котёнок
Жил-был – не мышонок,
Даже не ребёнок – это… (Дети отвечают - домовёнок).
На экране появляется Домовёнок Кузя. (Слайд 2).
Кузя: Здравствуйте ребята, я очень рад, что вы ко мне пожаловали. Но у меня случилась беда. (Слайд 3). Мой домик был очень старенький и разрушился. Остался я без дома. Ребята, подскажите из чего мне лучше построить дом. (Слайд 4). Белочка посоветовала мне построить домик из ваты, а зайчик из камешков. Помогите мне выбрать материал для строительства домика. Ведь дом должен быть прочным, крепким, тёплым, и уютным. (Слайд 5).
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Домовёнку. Но для того, чтобы узнать, из какого материала можно построить дом, необходимо провести эксперимент. Сейчас мы с вами превратимся в учёных и пройдём в лабораторию. (Слайд 6). Кузя, а ты будешь наблюдать, внимательно слушать и запоминать.
(Дети одевают белые халаты и садятся за столы). (Слайд 7).
Воспитатель: Перед вами объекты исследования. Давайте начнём исследование с камешков.
Рассмотрите камешек через лупу. Что вы увидели?
Дети: Видны узоры, трещины, крупинки…
Воспитатель: Возьмите их, потрогайте, сожмите в ладошке, мнется?
Дети: Камешек твёрдый.
Воспитатель: Попробуйте его разломить. Получилось?
Дети: Нет, не ломается.
Воспитатель: Значит, какой он?
Дети: Камень очень твердый, крепкий.
Воспитатель: Попробуйте подуть на него. Улетел?
Дети: Нет, не сдвинулся с места. Он тяжёлый и не сдвинулся с места.
Воспитатель: Что будет, если положить камешек в воду? Как вы думаете, утонет или будет плавать на поверхности воды? (ответы детей). Бросьте камешек в воду, что происходит. Какое из предположений подтвердилось?
Дети: Камешек утонул, значит он тяжёлый.
Воспитатель: Так скажите, какой камень?
Дети: Камень твёрдый, тяжёлый, крепкий, прочный. (Слайд 8).
Воспитатель: А теперь возьмите вату, рассмотрите ее. Потрогайте, сожмите, какая она?
Дети: Мягкая, белая, нежная.
Воспитатель: Попробуйте оторвать кусочек и подуть на него.
Дети: Вата полетела.
Воспитатель: Какая же вата?
Дети: Она мягкая, легкая, воздушная.
Воспитатель: Давайте положим на одну чашу весов камешек, а на другую – вату. Что тяжелее?
Дети: Камень тяжелее.
Воспитатель: Положите камешек на блюдце, наберите в ложечку воды и полейте его. Что стало с ним?
Дети: Вся вода с камешка стекла на блюдце.
Воспитатель: А теперь положите вату на блюдце и так же полейте ее водой. Что стало с ватой?
Дети: Она вся пропиталась и стала мокрой.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод, какой же камешек?
Дети: Камешек твёрдый, крепкий, тяжелый, не боится воды.
Воспитатель: А вата?
Дети: А вата - мягкая, белая, легкая, воздушная и впитывает в себя воду. (Слайд 9).
Воспитатель: Ребята, давайте скажем Домовёнку, из чего же ему нужно строить крепкий, новый домик. Из камешков или из ваты?
Дети: Конечно из камешков. Потому что они твердые, крепкие и не боятся воды. И домик будет прочным, теплым и уютным. А домик из ваты может улететь, когда подует ветер, или весь промокнуть под дождём. (Слайд10).
Домовой: Спасибо, ребята, я всё понял и обязательно построю свой дом из крепких и прочных камешков. Спасибо вам за прекрасное разъяснение. (Слайд 11). Теперь мы можем немного отдохнуть. Давайте с вами поиграем. Вы любите играть?
Дети: Да! Очень любим!
Домовой: Начинаем шутку,
Потешную минутку.
Давайте немного пошалим.
Домовой: У меня в корзинке пуговицы разного цвета и размера. Сейчас мы эти пуговицы разбросаем, но потом соберем, потому что я не люблю беспорядок.
Но пуговицы нужно разложить по размеру, в одну шкатулку – маленькие, а в другую – большие.
Игра с пуговицами. (Слайд 12).
По окончании игры Кузя проверяет шкатулки с пуговицами и хвалит ребят за правильное их размещение.
Кузя: Вы, конечно, молодцы, а мне всё-таки грустно.
Воспитатель: Ребята, что-то наш Кузя загрустил? Давайте узнаем почему?
Кузя: Друзья, что мне нужно построить кирпичный домик, я понял, а вот как он должен выглядеть - не знаю.
Воспитатель: Давайте для Кузи сделаем домики из счётных палочек.
(Дети подходят к столам и делают домики, складывая геометрические фигуры – квадрат, треугольник). Несколько детей по желанию объясняют Кузе какие геометрические фигуры напоминает крыша и основная часть дома. (Слайд 13).
Домовё нок: Я всё понял. Спасибо, ребята, за помощь. Побегу скорей приниматься за работу. До свиданья, теперь я знаю, что у меня есть настоящие друзья, которые всегда могут прийти на помощь. Жду вас к себе на новоселье!
Дети: До свидания, Кузя!
Релаксация
Воспитатель: Да, ребята, дружба может делать настоящие чудеса. В знак нашей дружбы, давайте крепко возьмёмся за руки (образуют круг) и вместе ещё раз вспомним…
Итог мероприятия
Кто приходил к нам в гости?
Дети: К нам в гости приходил домовёнок Кузя.
Воспитатель: Из чего мы посоветовали Домовёнку построить дом?
Дети: Мы посоветовали домовёнку построить дом из камней.
Воспитатель: Почему из камешков? (Они какие)
Дети: Они крепкие, твёрдые, прочные и вода их не размочит, как вату.
Воспитатель: Что интересного вы расскажете родителям дома?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы меня сегодня порадовали. Молодцы! И домовёнку Кузе понравились домики и он обязательно построит себе крепкий и прочный домик по вашим советам. (Слайд 14). А в знак благодарности он принёс из леса корзину с яблоками. Кузя очень спешил, торопился, чтобы скорее приняться за строительство своего жилища, ведь скоро зима, станет совсем холодно, поэтому, поэтому попросил меня всех вас угостить.
(Воспитатель раздаёт угощения. Дети благодарят Кузю).