Светлана Юрчук
Логоритмика в практике логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая ритмика - неотьемлемая часть логопедической методики, направленная на преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции работы двигательного, речедвигательного и слухового анализаторов. Она является важным звеном логопедической коррекции.
Публикация «Логоритмика в практике логопеда» размещена в разделах
Ее цель – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой. Логоритмика выполняет и оздоровительную функцию. Она стала средством борьбы с аритмией в лечебно-профилактических целях у детей дошкольного возраста. Логоритмика помогает решению образовательных задач, способствует умственному и эстетическому воспитанию детей.
Преимущества логоритмики заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, музыка не только сопровождает движение, а является его руководящим началом, это помогает снять напряженный мышечный тонус детей.
При проведении занятий педагог должен учитывать психомоторные, возрастные особенности, нарушения речи дошкольников и помнить следующее:
1. Занятия следует проводить с учетом индивидуальных возможностей детей. Иногда приходится занижать требования: с детьми старшей группы заниматься по материалу средней группы.
2. Занятия должны строиться с учетом диагноза заболевания детей. Для детей с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи) занятия проводятся особенно эмоционально, с быстрой сменой видов деятельности, чтобы они не уставали. Распевки следует больше давать на гласные, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть. Одну и ту же тему лучше повторять по 2—4 раза, пока они ее не усвоят, а распевки на гласные — петь долго: с сентября по октябрь, а иногда и ноябрь.
Детям, имеющими диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, больше развивать слуховые и зрительные представления, совершенствуя их двигательные навыки.
3. Речь, движение и музыка должны быть очень тесно взаимосвязаны и дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. Слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики.
Все это позволяет повысить интерес ребенка к занятиям, развить творческую фантазию и его слуховое внимание.
Методика проведения логопедической гимнастики
Группа не должна превышать 12 человек. Возраст от 5 до 7 лет, но встречаются и четырехлетние. Продолжительность занятия, включая пение, до 40 минут в подготовительной группе и до 30 минут - в старшей. Чтобы не переутомлять детей нужно чередовать задания и излишне не повторять одно и то же. Содержание музыки должно восприниматься детьми легко. Занятия планируются согласно лексическим темам и проводятся в конце изучения каждой.
Занятие включает:
1. Вводные упражнения
2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
3. Пение
4. Речевые упражнения
5. Упражнения, активизирующие внимание
6. Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма
7. Игры
8. Заключительные упражнения
Вводные упражнения – это маршировка в разных направлениях (ходьба по кругу, в одиночку и парами, умение соблюдать расстояние между идущими, строиться в шеренги, колонны)
Упражнения, регулирующие мышечный тонус – это задания на чередование напряжения и расслабления мышц.
Пение – развивает дыхание и вырабатывает плавную речь.
Речевые упражнения – произнесение стихотворений с движениями и без.
Упражнения, активизирующие внимание. Здесь говорится о быстрых и точных реакциях на зрительные и слуховые раздражители, о разных видах памяти, слуховой, моторной, зрительной.
Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма – это построения, пляски, задания с мячом.
Игры. Они достаточно подвижны, музыка не всегда обязательна, но речевой материал должен выражаться в словах или коротких предложениях, а также в стихотворных текстах. Включаются речевые игры различных видов: подвижные, хороводные, игры-этюды, игры-диалоги и др. с постепенным увеличением речевой нагрузки.
Заключительные упражнения – маршировка под музыку с легкими перестроениями в спокойном темпе.
Дополнительным видом работы может быть игра на музыкальных инструментах.
Логопедическая ритмика нужна в практике логопеда, чтобы:
1. Развивать слуховое внимание и фонематический слух
2. Развивать музыкальный, звуковой, тембровый слух и чувство ритма.
3. Развивать общую и тонкую моторику, кинестетические ощущения, мимику и пантомимику.
4. Воспитывать умение перевоплощаться, выразительность движений.
5. Развивать речевую моторику.
6. Формировать и закреплять навык правильного употребления звуков в речи.
7. Развивать слухо-зрительно-двигательную координацию.
Логопедическая ритмика способствует нормализации речи, формированию положительного эмоционального настроя и общению со сверстниками.