Черникова Екатерина Александровна
«Логорисование» в работе учителя-логопеда для успешного обучения в школе
▼ Скачать + Заказать документы
«Логорисование» в работе учителя-логопеда,
для успешного обучения в школе
Для ребенка переход из детского сада в школу — особенно трудный и ответственный период в его жизни. В настоящее время наблюдается заметный рост числа обращений по поводу неготовности детей старшего дошкольного возраста к началу школьного обучения и школьной не успешности детей младшего школьного возраста. Поэтому особенно важно создать благоприятные условия для успешной подготовки к обучению детей в школе. Традиционные логопедические занятия, как правило требуют многократного повторения и заучивания. Следовательно, у детей от занятия к занятию теряется интерес к процессу автоматизации звуков в речи на занятиях. Поэтому необходимо введение новых методов, способствующих эффективно влиять на развитие неречевых процессов и речевой системы в целом.
«Логорисование», как один из видов изобразительной деятельности, заключает в себе большие возможности и оказывает сильное стимулирующее влияние на развитие словесного творчества, формирование выразительных средств речи, а также позволяет опосредованно отражать окружающий мир, обогащать свой чувственный опыт, углублять представления об окружающем. Оно является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического, волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются и развиваются все психические функции. Использование «логорисования» позволяет решать коррекционные задачи:
- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания (силу, плавность, длительность выдоха, направленность воздушной струи);
- развитие фонетической стороны речи;
- активизация и обогащение словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи, учить выстраивать грамматически правильные предложения, составлять описательные рассказы;
- развитие неречевых процессов (внимание, память, мышление, восприятие);
- развитие сенсорного опыта (тактильного, зрительного, слухового, обонятельного).
Использование «логорисования» в работе учителя-логопеда, заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества и формирование таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности. Рисование можно использовать во все периоды коррекционно-развивающей работы и на всех видах логопедических занятий.
«Логорисование» включает в себя следующие техники и приемы:
1. «Подуй-ка» - рисование с помощью коктейльной трубочки и выдыхаемого воздуха.
Цель: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания (силу, плавность, длительность выдоха, направленность воздушной струи).
Описание игрового упражнения.
Рисовать можно на листе бумаги с контурными картинками (черно-белого цвета). Картинки подбираются по лексическим темам, а также по интересам детей (любимые герои, мультипликационные персонажи).
Рисуя, ребенок раздувает краску по листу бумаги в разном направлении, создавая неповторимый образ.
А вот если краску развести в растворе для мыльных пузырей, то это будет еще интересней, ведь можно сразу надувать пузыри и ими рисовать. От того с какой силой, плавностью ребенок подует будет зависеть размер пузыря и разнообразие рисунка.
Чтобы сделать занятие еще более интересным для детей, в разведенные краски можно добавить аромамасла. Дети придумывают и создают образы своих рисунков основываясь на запахах.
Рисование с помощью этой техники интересно и оказывает положительное воздействие на детей с нарушением сенсорной интеграции, СДВГ.
2. Игра «Помоги, раскрасить до конца»
Цель: развитие грамматического строя речи, отработка притяжательных прилагательных и профилактика аграмматической дисграфии.
Описание игрового упражнения: учитель-логопед предлагаете ребенку раскрасить картинку до конца, которая раскрашена частично и назвать раскрашенные части.
Например: ты раскрасил шею у лебедя – она чья? Лебединая
Лапа у волка чья? Волчья
Иголки у ежа чьи? Ежиные и ежовые (оба варианта правильные)
Морда у лисы чья? Лисья
Хвост у белки чей? Беличий и т. д.
3. Игра «Что из чего сделано?»
Цель: развитие грамматического строя речи, отработка относительных прилагательных.
Описание игрового упражнения: Учитель-логопед предлагает ребенку назвать различные материалы, из которых могут быть сделаны различные предметы (железо, металл, аллюминий, стекло, глина, дерево, чугун, олово, бетон, пластик, пластмасса, каучук, резина, фаянс, фарфор и т. д.). Затем ребенку предлагаются трафареты предметов и цветные листы, которые ассоциируются с материалами (серый-железо, коричневый- дерево, голубой-стекло и т. д). Ребенок выполняет трафаретное рисование, проговаривая:
дом из дерева – деревянный дом, ваза из стекла – стеклянная ваза, горшок из чугуна – чугунный горшок, ведро из железа – железное ведро, кувшин из глины – глиняный кувшин, рубашка из шелка – шелковая рубашка, валенки из войлока – войлочные валенки и т. д.
4. Игра «Нарисуй и посчитай от 1 до 5»
Цель: развитие согласования существительных с числительными.
Описание игрового упражнения: ребенку предлагается схематично нарисовать образ предмета и посчитать его. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Одна груша, две груши…. пять груш.
5. Игра «Засели домик»
Цель: развитие умения различать предлоги над, под, правильно употребляя их с существительными в творительном падеже.
Описание игрового упражнения: учитель-логопед предлагает ребенку заселить домик жильцами. Ребенок рисует фигурки зверей в окошках домика, на свой выбор. Затем объясняет, кто над кем, кто под кем поселился, называет соседей каждого жильца справа и слева.
6. «Ферма»
Цель: учить отражать пространственные отношения между предметами.
Описание игрового упражнения: учитель-логопед предлагает детям посетить ферму, на которой живут домашние животные и птицы, и вспомнить, как они называются, как выглядят, как кричат, чем питаются, какую пользу приносят людям, назвать их детенышей. А затем нарисовать месторасположения каждого животного по отношению к остальным, и друг к другу, используя слова: выше, ниже, правее, левее, рядом, между.
7. «Птичка в клетке»
Цель: формирование ориентировки в пространстве листа.
Оборудование: настенное пособие «клетка», состоящее из 9 клеточек (3 на 3, фигурка птички, которая крепится на любую клеточку.
Описание игрового упражнения: дети рисуют птичку в центре клетки, которая пытается вылететь из нее. На каждый ход птичка может пролететь только одну клеточку. Учитель-логопед говорит детям, куда полетела птичка (например, вправо, вверх, влево, вверх, а дети следят за ее передвижением.
8. «Рисовалки»
Цель: формирование ориентировки в пространстве листа.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Описание игрового упражнения: учитель-логопед предлагает детям выполнить задание по команде: «Нарисуйте точку, ниже точки – круг, справа от точки – крестик, слева от точки – квадратик, сверху от точки – треугольник; нарисуйте снежинку, над снежинкой – солнышко, справа от солнышка – цветок, под цветком – елочку», и т. д.
10. «Угадайка» (графические диктанты)
Цель: формирование ориентировки в пространстве листа.
Оборудование: лист бумаги, карандаши.
Описание игрового упражнения: учитель-логопед предлагает детям игровой сюжет, например: «У Маши сегодня день рождения. К ней пришли гости и принесли подарки: игрушки, конфеты, торт. Отгадай, что подарил Маше ее самый лучший друг Миша?» Логопед предлагает ребенку нарисовать Мишин подарок по клеточкам, не отрывая карандаша от бумаги (предварительно поставив точку, от которой нужно выполнить задание) : 2 клетки вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки по диагонали влево вниз, 2 клетки по диагонали влево вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1 клетка по диагонали влево вверх, 1 клетка по диагонали влево вниз, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 2 клетки вверх. Если ребенок правильно выполняет задание, то видит ответ на вопрос (цветок, а затем раскрашивает картинку. Примеры игровых сюжетов: «Ребята наряжали елку. Они украсили ее шарами, игрушками, конфетами, разноцветным дождиком и гирляндой. Помоги ребятам найти еще одно украшение для новогодней елки» (колокольчик). «Принцесса собирается на бал. Она надела красивое платье, туфельки, вяла с собой сумочку и веер. А чем еще принцессе дополнить свой наряд?» (шляпка).
Раскрашивание картинок, в названии которых имеются изучаемые звуки, является особой частью логопедических занятий. Такой вид работы способствует не только развитию мелкой моторики, но и вызывает положительный эмоциональный настрой, активизирует творческое мышление. После раскрашивания картин проводится беседа по вопросам.
При закреплении произносительных навыков используются рисунки детей. Картины, нарисованные детьми, применяются для составления описательных рассказов, пересказа историй, рассказывания сказок.
На логопедических занятиях применяются схематические и условные образы в свободном рисовании. Например, упражнение «Незаконченный рисунок» способствует развитию творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. После рисования проводится рассматривание рисунка, обсуждение получившегося.
На этапе развития связной речи старшим дошкольникам предлагается рисование сюжетных рисунков по определённой теме с последующим составлением предложений по картинкам, коллективных или индивидуальных рассказов с опорой на них.
Такая системность в предъявлении учителем - логопедом заданий и упражнений по рисованию определяет эффективность их применения в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Рисование оказывает стимулирующее влияние на обогащение и расширение словаря, развитие словесного творчества, формирование выразительных средств речи. Предложенные методы и приёмы способствуют повышению качества коррекции речи, развитию творческого отношения к слову, влияют на развитие у детей старшего дошкольного возраста всех составляющих элементов речевой системы, а также познавательных процессов.
Используемая литература:
1. Журнал. «Игры и игрушки. Эксперт» №3-2013
2. Екатерина Андреева: Логопедическое рисование от 2 до 4 лет.
3. Горбачева Л. С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991.
4. Елецкая О. В. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. М. : «Школьная пресса», 2003. – 68 с.
5. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6-7 лет. М., Творческий центр Сфера, 2004. – 80 с.