Мария Ярошенко
Логоритмическая музыкальная палитра у воспитанников 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. Дети с такими нарушениями отстают от здоровых по показателям ловкости и быстроты. У них плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает точность, ритмичность и техника их выполнения. Эти дети малоэмоциональны и неуверенны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.
Публикация «Логоритмическая музыкальная палитра у воспитанников 5–6 лет» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Для устранения этих недостатков требуется комплексное воздействие логопедов и музыкальных руководителей.
Музыка является не только важным средством развития ребенка, получения знаний в области музыкального искусства, умений в музыкально-творческой деятельности, но и средством психотерапевтического, психологического воздействия, в процессе которого она выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Такой комплексный подход дает возможность более широко использовать музыкальное искусство в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами.
На сегодняшний день в детских садах самая актуальная тема - коррекция речевых нарушений, поскольку именно эта патология наиболее часто встречается в дошкольном возрасте, а так же наиболее эффективно поддаётся коррекции при своевременном лечении. Профилактика и исправление дефектов речи требует комплексного воздействия со стороны разных специалистов: медиков, логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей. Очень важным и действенным влиянием обладают специальные логоритмические занятия, в основе которых лежит комплексное сочетание слова, музыки и движения.
Логоритмика, или речевое музицирование, в широком значении слова, это система музыкально – рече – двигательных упражнений, осуществляемых для нужд коррекционной логопедии. Учёными доказана связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов, (работа гортани) благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Таким образом, развитие моторики влияет на развитие речевой зоны. На своей практике я уже давно поняла, что любые навыки усваиваются быстрее и легче при наличии речедвигательного комплекса. С этой точки зрения я включаю логоритмические упражнения в различные виды музыкальной деятельности. Ведь эти упражнения благотворно сказываются на развитии музыкальных способностей детей.
Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Музыка, как форма специфического невербального эстетического воздействия, является эффективным методом организации музыкально – коррекционного занятия.
Каждый из видов музыкального воздействия, какую бы форму он не имел (вокальную, инструментальную, речевую, двигательную, вызывает в ребёнке определённое чувство эмоциональных изменений в поведении, влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику и тем самым на речь.
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
В интегрированных занятиях, наряду с использованием традиционных видов детского музыкального исполнительства – пение, движение, восприятие музыки, игры на музыкальных инструментах. Я использую метод элементарногомузицирования. Его основоположником является Карл Орф – немецкий композитор и педагог, создатель новой методики музыкального воспитания. Именно совместноемузицирование в синтезе хорового пения, инструментальной игры, движений создаёт благоприятную возможность для самовыражения. В основе элементарногомузицирования лежит ритм – наиболее близкий природной детской сущности элемент музыки, который соединяет движение и речь.
Движение является основным механизмом уравновешивания в системе «организм – сердце». Организм не просто уравновешивается со средой, но и активно приспосабливается
Игры, даря детям радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств личности.
«Музыкальная палитра»
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие).
Описание. Для этой игры ребёнку потребуется цветные листочки. Преподаватель стучит ладошкой по цветным листочкам на столе ритмический рисунок мелодии, ребёнок повторяет. Затем ребёнок придумывает ритм, преподаватель повторяет, ученик проверяет правильность выполнения задания.