Гульназ Габзалилова
Логопедический лэпбук «Рычалочка» и «Логокомп»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация методических пособии
«Логопедический лэпбук «Рычалочка» и «Логокомп»
Габзалилова Гульназ Маликовна,
учитель – логопед высшей категорий
МАОУ «Сарашевская СОШ им. Героя Советского Союза Ш. Казанбаева»
Публикация «Логопедический лэпбук „Рычалочка“ и „Логокомп“» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» январь 2023
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.
Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.
Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:
сделать обучение осознанным;
интересным;
оптимизировать процесс обучения;
содействовать оздоровлению детей.
Виды инновационных технологий, используемых в логопедии :
1. Информационно-коммуникационные технологии;
2. Инновационные психокоррекционные технологии: сказкотерапия, песок-терапия и т. д. ;
3. Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн, интеллектуальная карта, кластер);
4. Здоровьесберегающие технологии:
-артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика,
Су-Джок терапия, кинезиологические упражнения;
5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений (сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности).
6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями (квест–технология - представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи). И все эти технологии частично я применяю в своих занятиях.
В последнее время симпатии педагогов, родителей и детей завоевывает лэпбук. Педагогам он интересен тем, что в простой, игровой форме позволяет выполнить множество задач в работе с ребенком, заинтересовать и привлечь к работе родителей. Родителям нравится возможность поиграть с детьми в полезную и развивающую игру. А для детей лэпбук – это и книжка, и игрушка, и интересное занятие.
Предлагаю вашему вниманию тематическую интерактивную папку - лэпбук «Рычалочка» и «Логокомп». Дидактические пособия представляют собой папки в 3 и 4 разворота. На страницах папки имеются различные кармашки, которые заполняются практическим материалом. Порядок расположения кармашков позволяет логопеду сохранять структуру логопедического занятия, что обеспечивает реализацию всех коррекционных задач. В пособиях представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики). Все материалы пособии несут в себе познавательную и развивающую функции. Занятия с лэпбуками можно проводить с одним ребенком или подгруппой детей. Данные пособия предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание лэпбука «Рычалочка» состоит из 12 заданий на автоматизацию звука [Р], расположенных на 4 листах. Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному. Каждое задание включает в себя яркий наглядный материал, что способствует активизации у детей интереса к познавательной деятельности.
Автоматизация звука проводится по традиционной в логопедии схеме :
1. «Артикуляционная гимнастика для язычка». Данный раздел представлен в виде карточек, содержащих картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для произношения звука [р].
Цель: учить детей с использованием карточек самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения.
2. Артикуляционный профиль звука [Р].
Игры и упражнения:
3. Звуковые дорожки
Ребенок машинкой или игрушечным трактором ведет по дорожке и тянет звук.
Цель: совершенствование зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве; автоматизация поставленного звука.
Упраж-ия: «Заведи мотор», «Помоги мотоциклисту», «Загони трактор в гараж» и др.
4. Игры со звуком [р].
Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука.
Упражнения: «Со словами мы играем, звук «Р» чётко называем», «Мечты улитки» (нужно отобрать только те картинки, в которых есть звук [р] и др.)
5. Автоматизация звука [р] в слогах. Игры со слогами.
Цель: автоматизировать произношение звука [р] в слогах.
Упражнение: «Подводный мир» (ребенку предлагается прочитать открытые и закрытые слоги, «Придумай слово» и др.
6. Автоматизация звука [р] в словах.
Игра «Определи место звука в слове»
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце). Упражнения: «Рассади картинки по вагонам», «Помоги пирату» и др.
7. Игры со словами.
Цель: автоматизировать произношение звука [р] в словах, развивать грамматический строй речи, фонематический слух, обогащать словарный запас.
Упражнения: «Один-много» (разложить картинки парами, где один предмет и где много, «Поезд», «Составь слово», «Расшифруй слова» и др.
8. Автоматизация звука [р] в чистоговорках и загадках.
Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат чистоговорки по автоматизации звука [р]. Взрослый читает стихотворную форму, показывая по ходу картинки. Ребёнок запоминает данный текст, опираясь на зрительный стимулятор – картинку.
Цель: автоматизировать звук [р] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением; развивает зрительную память.
9. Автоматизация звука [р] в предложениях.
Цель: автоматизация поставленного звука в предложениях.
Упражнения: «Фонетические рассказы» - составление рассказов по предметным картинкам,
«Рассмотри картинку и составь предложение». Ребенку предлагается рассмотреть картинку и составить по ней предложение.
10. Автоматизация звука [р] в связной речи.
Игра «Расскажи»
Цель: автоматизация звука [р] в связной речи.
«Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь»
Чтобы Рая научилась правильно произносить звук [р] бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это пирамида, гитара, краски, виноград, груша и др. Расскажи о том, как бабушка и Рая покупали эти игрушки в магазине. Следи за правильным произношением звука [р].
11. «Собери букву» и придумай рассказ.
Цель: автоматизировать звук [р] в связной речи, способствовать развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки и мелкой моторики.
Ребёнок собирает пазлы, чётко называет слова со звуком [р]. Составляет предложения с этими словами. После уточнения смысла, составленные предложения объединяются в рассказ.
12. Раскраски.
Цель: развивать мелкую моторику
Результатом использования данного лэпбука является осмысление ребёнком - логопатом необходимости правильного произношения звука [Р] в речи. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы поиграть в неё, незаметно для себя повторить пройденный материал.
Лэпбук «Логокомп» состоит из 50 дидактических игр на автоматизацию и дифференциацию звуков. («Ромашки для Наташки», «Что в банке?», «Орешки», «Чьё зеркало?», «Праздник у Винни», «Что сломал малыш Платон?», «Футболисты», «Собери урожай», «Обезьянки», «В гостях у Жоры и Зои», «Три кота». «Чей малыш?»,»Кто в гостях у снеговика?», «Ромины поплавки» и др.
Цель: автоматизировать или дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах или фразах.
Использование пособия позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- повысить эффективность работы по автоматизации и дифференциации звуков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- формировать звуковую культуру речи;
- развивать фонематический слух;
- развивать чувство ритма;
- активизировать все компоненты речевой деятельности;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- регулировать поведение детей, приучая их подчиняться правилам игры;
- воспитывать целеустремлённость;
- воспитывать доброжелательность, желание помочь.
В зависимости от уровня постановки и этапа автоматизации звука, игры проводятся с изолированным звуком или со слогами, словами, словосочетаниями, фразами содержащими этот звук.
Пособия адресованы логопедам ДОУ для организации коррекционной работы по автоматизации и дифференциации, поставленных звуков, закрепления знаний по темам с детьми старшего возраста.
В целях повышения эффективности коррекционной работы к изготовлению дидактического материала к проведению игр и упражнений привлекаются родители воспитанников, что позволяет «включить» их в образовательный процесс, повысить их компетентность и заинтересованность. Есть возможность заниматься с детьми и дистанционно.
В заключение можно сказать, что лэпбук своего рода творческая лаборатория, меняющая своё содержание в зависимости от целей и задач, присущих данному этапу обучения. Взяв в руки папку, ребёнок учится находить интересующую его тему, работать самостоятельно, проявлять инициативность, творческие способности. Наша задача поддерживать этот интерес, направлять его в нужное русло.
Список использованной литературы:
1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга», Журнал «Обруч» № 4, 2015 год. – М. : ООО «Издательство Гном и Д», 2007
2. Комарова Л. А. Автоматизация звука Р в игровых упражнения. Альбом дошкольника. - М. : ООО «Издательство Гном и Д», 2009.
3. Лазаренко О. И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р. - М. : Айрис-пресс, 2006.
4. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг!.Звуки Р, Рь: ИЦ «Вентана-Граф», 2011.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация сонорных звуков у детей. – М., 2006.
6. Перегудова Т. С. Османова Т. А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков [р] Санкт-Петербург. 2008
7. Мещерякова Л. В. «Забавные рычалки», Ростов-на Дону, «Феникс», 2015
8. Спивак Е. Н. Звуки. Р – М., 2007