Лариса Пестова
Логические игры — блоки Дьенеша и другие
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Тема: «Логические игры: логические блоки Дьенеша и др.»
Слайд 2 Я, расскажу об одном из видов развивающих игр, а именно, о логических играх. Логические задачи или игры – это упражнения, которые развивают мышление, умение думать ассоциативно, создавать новые образы и улавливать связь между понятиями, событиями или действиями.
Слайд 3 Задачи:
Развитие логического мышления, памяти, внимания и умение анализировать.
Публикация «Логические игры — блоки Дьенеша и другие» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
Формирование способностей самостоятельно находить решения проблемы.
Слайд 4 Логические игры нужны на каждом этапе развития ребёнка. Если в первые годы жизни, когда происходит активное познание мира и становление собственного «Я», такие игры имеют более простой вид, связанный с яркими картинками, изображениями, предметами, то в старшем дошкольном возрасте они превращаются в более абстрактные задачи.
Логические игры можно разделить на несколько видов:
Настольные логические игры. Сюда относятся шашки и шахматы, нарды, морской бой, другие игры;
Слайд 5
Компьютерные игры с упором на логические задания (шарады и ребусы, загадки на смекалку);
Слайд 6 Математические задачки и интересные загадки;
Слайд 7 Познавательные игры, в которых используется интересная информация об окружающем мире (о домашних и диких животных, о странах мира, о человеке и т. д.).
Слайд 8 Классические логические задачки и игры включают в себя такие элементы, как продолжение цепочки понятий или цифр, исключение лишнего из ряда похожих, игра со словами, буквами и их комбинациями.
Слайд 9 Рассмотрим немного подробнее, какие игры можно использовать и на что следует обращать внимание при организации логических игр в разных возрастах.
В логические игры можно начать играть с детьми в возрасте 1,5 лет. К играм с такими малышами нужно приготовиться заранее, чтобы не утомлять их ожиданием. Имейте в виду, что усидчивости у маленьких детей практически нет, поэтому готовьте игры, рассчитывая на то, что часть из них придется перенести на следующий раз, так как в этом возрасте кризис трех лет у ребенка особенно ярко проявляется, и не всегда получается довести игру до конца. Логические игры для детей раннего возраста (до трех лет) должны быть самыми интересными, яркими и легко воспринимаемыми. Предлагаем несколько вариантов игр.
• Рисовальные игры. Вам понадобятся для них бумага и фломастеры, и чем ярче, тем лучше. Нарисуйте малышу его любимую зверушку, только не до конца. Например, не дорисуйте один глаз или одну руку. Спросите у ребенка, чего не хватает.
• Игры с предметами. Дайте ребенку два разных по величине шарика и скажите ему, чтобы маленький шарик он дал вам, а большой положил на пол.
• Устные игры – самые простые, которыми можно занять малыша в любое время. Но эти игры организуются с детьми в возрасте 3 – х лет. Малыша можно спрашивать о чем угодно: что бывает большим, а что маленьким, что бывает сладким, колючим и т. д. Педагог описывает животное, а ребёнок находит его по описанию на картинке.
• Начиная с 2,5 лет можно собирать сборные конструкторы – пазлы. Где нужно в контур вставить фигуру.
Слайд 10 Логические игры с детьми 3-4 лет
В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. Он переходит от предметно – действенного мышления и прямых манипуляций к наглядно – образному мышлению, учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки. Логические игры, которые организуются с детьми этого возраста, учат ребёнка сопоставлять, находить сходства и различия, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы.
В этом возрасте детям можно предложить следующие игры.
• Игры для развития сообразительности и находчивости. Например игра «Цепочка». Дети бросают друг другу мяч и называют слова, обозначающие группу предметов по свойствам, например, фрукты, овощи, домашние, дикие животные. К этому виду относится всем знакомая игра «Съедобное – не съедобное».
• Игры для развития интеллекта. Среди игр этого направления преобладают игры, где необходимо построить или продолжить определённую логическую цепочку. Например: игры на последовательность, в ходе которых ребёнок должен продолжить логический ряд, по цвету, по форме, по размеру.
• Графические игры. Это разные лабиринты, логические таблицы, где необходимо ответить на вопрос, что – то дорисовать, провести, обозначить. Самая простая графическая игра для развития логика – «Крестики - нолики». С табличкой три на три ребёнок может справиться уже в 3,5 – 4 года.
Слайд 11 Логические игры для детей 4-5 лет
В этом возрасте малыши уже соображают намного больше, а играть с ними становится только веселее. Логические игры для детей 4-5лет направлены на развитие не только логики, но и абстрактного мышления, умения сопоставлять, анализировать. Итак, во что же можно поиграть с ребенком 4-5 лет? Есть несколько интересных игр.
• Игра на последовательность. В которую мы начинаем играть с 3 – 4 лет, усложняется. Возьмите несколько фигурок разных по форме или цвету. Выставляйте их в ряд, чередуя цвета (формы). Пусть это попробует сделать малыш. Если у него все получится, в следующий раз усложните задачу – добавьте цвет или новую фигурку.
• Игры на сравнение. 1. Самая простая игра – «Найди отличие». Допускается до 5 – 6 отличий. В интернете можно найти много разных картинок, которые вам будет необходимо просто распечатать. 2. Еще одна интересная игра «Найди лишнее». Нарисуйте малышу несколько предметов посуды и среди них, например, картинку мебели. Вариаций может быть сколько угодно, все зависит от вашей фантазии. Сравнивать можно не только предметы, но и явления природы, времена года.
Слайд 12, 13 Логические игры для детей 5-7лет.
В старшем дошкольном возрасте у детей значительно возрастает интерес к играм, включающим в себя элементы логики. Развивать логическое мышление в этом возрасте очень важно, т. к. у детей начинают появляться предпосылки учебной деятельности.
Детям нравится разгадывать загадки, кроссворды, решать головоломки, ребусы, играть в логические игры.
Логические игры для детей старшего дошкольного возраста направлены на развитие способностей детей рассуждать, формировать свое мнение, отличать хорошее от плохого, правду от вымысла и т. д. Предлагаем несколько самых не сложных, но эффективных логических игр для детей старшего дошкольного возраста.
• Игры на обобщение. Игра «Ассоциации» детям от 5 лет. Назовите ребенку слово, а он пусть подберет к нему ряд ассоциативных слов. Например, вы говорите «зима», а дети должны будут сказать: «снег», «мороз», «елка» и т. д.
Слайд 14 «ГЕОКОНТ»
«Геоконт» – оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разнообразные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные; конструировать и рисовать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу, развивают внимание, память, элементы логического мышления, воображение, творческие способности, пальцевую и костевую моторику рук. В комплект развивающих игр «Геоконт» входят специально подготовленные карточки с изображением геометрических фигур, цифр, различных предметов.
Слайд 15 «ШНУР-ЗАТЕЙНИК»
Является разновидностью игры на последовательность, которая усложнена тем, что ребёнку предлагается больше количество предметов, разные геометрических фигур и цветов.
Слайд 16 Об играх – головоломках или играх на трансформацию, такие как «Танграм», «Колумбово яйцо» рассказывали на первом дне семинаре. Я напоминая о них, потому что эти игры также развивают логическое мышление.
Слайд 17 Палочки Кюизенера. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету и величине; освоение способов измерения с помощью условной мерки; развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счёт.
Слайд 18
Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития воспитанников.
Игры с блоками Дьенеша можно начинать с 2 лет. В этом возрасте дети действуют по подражанию, сопоставлению. Играя с детьми 2 – 3 лет, можно использовать альбом, который так и называется – Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей с 2 до 3 лет). Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребёнок будет в восторге от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объёмные.
В 3 – 4 года задания- игры усложняются. Например, выложите три фигуры. Ребёнку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому признаку (по цвету, форме, размеру или толщине). В этом возрасте продолжаем развивать умение выкладывать картинку по образцу, но уже не способом накладывания непосредственно на картинку, а глядя на неё.
В игре с детьми 4- 5 лет среднего возраста можно взять в помощь, который называется «Лепим нелепицы». Здесь ребёнку предлагается подобрать фигуру, подходящую по цвету, размеру, толщине. На картинке имеется небольшая подсказка, помогающая ребёнку подобрать определённую геометрическую фигуру. В этом возрасте выполнение задания идет вместе с педагогом (они совместно обсуждают какую фигуру нужно взять).
В старшем дошкольном возрасте игра с блоками подразумевает большую самостоятельность воспитанников. Смотрят на схему дети сами, подбирают, выбирают необходимую фигуру. Воспитатель только контролирует правильность выполнения или дает устные указания, позволяющие ребёнку на листе или холсте составить фигуру – картинку. И к условиям обозначениям добавляется отрицание. В этом возрасте дети могут дополнять свои задумки используя другой материал (например палочки Кюизенера).
Слайд 19
Мастер класс
В дом чужого не пущу
Без хозяина грущу (Собака)
Я вам предлагаю собрать собаку с помощью блоков Дьенеша для туловища вам понадобиться фигура
1. Прямоугольная не жёлтая и не красная, большая, толстая (туловище).
2. На левый верхний угол, круглая жёлтая, не маленькая, не тонкая (голова).
3. На голове уши маленькие, треугольные, синим расположить по бокам.
4. Для хвоста возьмём деталь: треугольная, желтая, маленькая, тонкая.
5. Чего не хватает у собак? (Лап)
Из каких фигур можно сделать лапы? Какого размера они должны быть? Где расположим? А давайте сделаем из треугольника, не жёлтых и не синих.
6. Получилась собака!