Анастасия Ечина
Консультация «Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Золтан Дьенеш – это венгерский профессор, который создал методику обучения детей «Новая математика». Использование блоков Дьенеша позволяет формировать представления о математических понятиях; развивает у детей логическое мышление; развивает представление о множестве, пространственные представления. Блоки Дьенеша помогают развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам; развивает творческие способности, воображение, фантазию.
Публикация «Консультация „Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Блоки Дьенеша состоят из 48 геометрических фигур: четырех форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трех цветов, двух размеров, двух видов толщины. Блоки можно начинать использовать с детьми второй младшей группы. Здесь проходит знакомство с формами и геометрическими фигурами. Дети в игровой форме выделяют одно свойство, например, размер. (Пример, Игра «Выбери Мишке печеньки». Цель- познакомить детей с одним из свойств- размером. Необходимо выбрать Мишке все большие печеньки (блоки). Далее могут быть усложнения. Выделить 2 свойства. Например, цвет и размер. Выбрать Мишке все красные маленькие печеньки. Таким образом, ребенок учится выделять несколько свойств.
Детям средней группы предлагаются игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках. Например, «Заселим домики». Домики заселяются желтыми жильцами или квадратными. В игре «Кто быстрее спрячет» нужно спрятать все красные блоки; толстые блоки. Победит тот, кто первый и правильно выполнит задание.
С детьми старшего дошкольного возраста возможно использовать более сложные игры. Например, «Игра с одним обручем». На полу лежит обруч, у каждого ребенка один блок. Дети по очереди ставят блоки, исходя из задания воспитателя. Например, внутри обруча все желтые блоки, а вне обруча-все остальные. Детям задают вопрос: «Какие блоки лежат внутри обруча?» (желтые); «Какие блоки лежат вне обруча?» (нежелтые). Это верный ответ. Т к внутри обруча лежат все желтые блоки и других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.
Для интеллектуального развития необходима занятия с логическими задачами, где идет цель научить ребенка мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи.
Для создания условий успешного, последовательного развития малыша, необходим подбор игрового материала, который отвечает всем нормам, удовлетворяет его потребности. Именно поэтому, организовывая работу в детском саду с детьми по формированию элементарных математических представлений, мы обратили внимание на блоки Дьенеша. Этот набор блоков привлекает детей разнообразной формой, ярким цветом, универсален в использовании на всех возрастных этапах ребенка.
Существует два вида дидактического материала : объёмный и плоскостной – соответственно блоки и логические фигуры.
Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
В наборе есть методическое пособие, где описаны все игры с детьми. Есть карта-схема, по которой ребенок выкладывает блоки.
Можно использовать карточки, на которых условно обозначены свойства блоков : цвет, форма, толщина, размер. Они подобраны по возрастам.
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными в предматематической подготовки, и с точки зрения общего интеллектуального развития.
1. «Поиск одинаковых фигур». Цель- разложить фигуры по их свойствам, собрать все желтые или все круглые
2. «Угости игрушку». Цель- разложить фигуры так, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера.
3. «Что лишнее». Цель-разложить перед ребенком 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Ребенок объясняет, почему эта фигура лишняя.
4. «Игра с кругом». Нарисовать круг. Цель-расположить все фигуры синие внутри круга, а все красные – снаружи.
5. «Покажи». Цель- необходимо показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок.
6. «Цепочка». Выстроить цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайде.
8. «Угадай- ка». Цель-спрятать одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.
Игры для детей старшего возраста
1. «Группы» (игры с обручами) Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму. Можно использовать плоскостные круги или обручи. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.
2. «Разгадывание фигуры». По знаково – символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру.
3. «Магазин». Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка» синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам.
И очень интересная игра для детей «Спасатели». Можно объединить несколько игр в одну. Игра «Спасатели приходят на помощь» - одноимённый альбом и игра «Поиски клада». Разрушен город логических блоков. Необходимо помочь его восстановить. По картам – схемам одна команда спасателей восстанавливает здания. Вторая команда – транспорт. Третья – ищет драгоценные камни, чтобы купить продовольствие.
Игра с блоками, как правило, плавно перетекает в сюжетно-ролевую игру, и дети готовы играть всё свободное время.
Таким образом, использование логических блоков Дьенеша играет большую роль для мышления детей и мыслительных операций.
Список литературы:
1. Электронный портал https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/05/18/bloki-denesha-kak-sredstvo-razvitiya-logicheskogo-myshleniya
2. Смоленцева А. А. "Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием ".- М. : Просвещение 1987г. стр. 9-19.
3. Ерофеева Т. И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М. : Просвещение 1992г.
4. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
5. Метлина Л. С. "Математика в детском саду". - М. : Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.