альбина алиева
Личностно-ориентированный подход к организации воспитательно-образовательной работы с детьми
▼ Скачать +Заказ
Личностно-ориентированный подход к организации воспитательно-образовательной работы с детьми
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, который имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа ребенок превращается в относительно самостоятельную,активную личность. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки - поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям,здоровому и безопасному образу жизни. Введение ФГТ и принятие ФГОС предполагает обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей. Гуманизация современного образования связана прежде всего: - с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребёнок; - предполагает построение личностно -ориентированной модели воспитания; - изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видах детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желание, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх. Личностно-ориентированная образовательная деятельность в ДОУ в отличие от традиционного занятия в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-воспитанник». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализе не столько результатов,сколько процессуальной деятельности ребенка. Меняется и характер складывающихся отношений на занятии. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания,но и создавать оптимальные условия для развития личности и активизации познавательной деятельности воспитанника.
Публикация «Личностно-ориентированный подход к организации воспитательно-образовательной работы с детьми» размещена в разделах
Целеполагание.
Традиционное занятие. Вооружить детей твердыми знаниями, умениями, навыками. Развитие психических процессов: внимания, мышления, навыков.
Личностно- ориентированное занятие. Создать условия, чтобы на каждом занятии формировать познавательную деятельность, превращая ребенка в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Дети работают все время. Происходит постоянный диалог: воспитатель-ребенок.
Деятельность воспитателя.
Традиционное занятие.
Показывает, объясняет, раскрывает, требует, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – взрослый. Развитие ребенка абстрактное, попутное.
Личностно-ориентированное занятие.
Организатор познавательной деятельности, в которой ребенок опирается на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Взрослый объясняет, показывает, напоминает, подводит к проблеме. иногда сознательно ошибается, советует, совещается,предотвращает. Центральная фигура-воспитанник. Педагог специально создает ситуацию успеха, сопереживания, поощрения, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, побуждает, воодушевляет, формирует мотивы, закрепляет авторитет ребенка.
Деятельность воспитанника.
Традиционное занятие.
Ребенок – объект обучения, на которого направлено воздействие педагога. Работает один педагог, дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения,навыки получают за счет психических возможностей (памяти, внимания).
Личностно – ориентированное занятие.
Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от него, а от самого ребенка. Используется метод проблемно-поискового и проектного обучения,развивающего характера.
Отношения «педагог-ребенок»
Традиционное занятие.
Педагог требует, заставляет, настаивает. Ребенок приспосабливается, лавирует, он - лицо второстепенное.
Личностно - ориентированное занятие.
Субъектно-субъектные. Работа со всеми детьми. Педагог фактически организует работу каждого ребенка, создавая условия для развития личностных возможностей, включая формирование его рефлексного мышления и собственного мнения.
Педагогу при подготовке и проведении личностно - ориентированных занятий, игр, бесед надо знать характеристику каждого ребенка, психологические особенности данного возраста, это поможет ему выбрать приемы, средства, методы и формы индивидуальные для каждого ребенка.
Примерный алгоритм построения познавательного занятия с личностно- ориентированным подходом в ДОУ.
1. Интересное начало- точка удивления.
2. Игры на систематизацию знаний (Чем похожи? Чем отличаются? «Системный оператор», «Что сначала, что потом?») 3. Сообщения детей.
4. Метод эмпатии (физ. мин., не нарушающая логики занятий)
5. Опытно- экспериментальная деятельность.
6. Умозаключения детей на основе опытов.
7. Решение проблемных задач, ситуаций.
8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашние задания.)
Такой алгоритм занятия позволит с помощью систематизированных активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивать становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структурной деятельности.
Придать занятию личностно- ориентированное направление позволяет соблюдение некоторых правил:
1. Признание приоритета личности ребенка перед коллективом. 2. Создание гуманных взаимоотношений, каждый ребенок осознает себя полноправной личностью и учится видеть и уважать личность в других. 3. Признание того, что ребенок обладает определенными правами, которые священны для педагога.
4. Отказ от ранжирования на «сильных и слабых» (все дети разные,просто каждый умеет и знает что-то лучше других)
5. Признание, что воспитатель - такой же равноправный участник познавательного процесса, как и ребенок, хотя и с «направляющей» функцией, его мнение является в дискуссии одним из многих. 6. Переход от формы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о ….»
7. Понимание воспитателем того, что чем меньше он говорит и делает сам и чем больше дает высказываться детям, тем эффективнее познавательный процесс.
Литература:
«Технология личностно- ориентированного обучения» Якиманская И. С.
«Размышления о гуманной педагогике» Амонашвили Ш. А.
«Личностно-ориентированный подход в работе педагога» Степанов Е. Н.
«Личностно- ориентированное образование» Сериков В. В.
«Искусство общения с ребенком от года до шести» Алигузова Л. Н.
Из интервью А. Н. Кондакова,президента изд. «Просвещение»,члена корреспондента РАО 2013г.