Татьяна Куницкая
Проект «Психологическое здоровье — залог эффективности учебно-воспитательного процесса в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Психическое здоровье – основа эффективного учебно-воспитательного процесса в
дошкольном учреждении компенсирующего типа.
Основная цель – сохранение психического здоровья детей-логопатов.
Актуальность проекта:
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать.
Публикация «Проект „Психологическое здоровье — залог эффективности учебно-воспитательного процесса в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Главная цель дошкольного учреждения компенсирующего типа – это поддержка, обеспечение и коррекция функций детского организма и трудоспособности дошкольников, создание условий для всестороннего развития личности. Эта задача будет выполнима, если обеспечить сохранность и укрепление психологического здоровья дошколят. Дети, имеющие речевые нарушения особенно нуждаются в нашей защите и поддержке, потому как их эмоциональная сфера наиболее ранима из-за проблем в речевом развитии, которые не дают возможности таким детям в полном объёме общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. А недостаток общения, в свою очередь, тормозит развитие познавательных процессов детей-логопатов, ограничивает их в приобретении новой информации. Под натиском негативных явлений современной жизни эмоциональная сфера современного ребёнка подвержена огромным перенапряжениям. Результат подобных неблагоприятных влияний – плохое психологическое здоровье будущего поколения, которое включает в себя огромное количество эмоциональных расстройств, различные негативные проявления в поведении, проблемы в общении.
Исследования показывают, что среди дошкольников огромная часть имеют эмоциональные расстройства (тревожность, страхи, повышенная импульсивность, агрессивность, - как результат – проблемы в общении и обучении. Отсутствие надлежащего внимания и своевременного влияния на эмоционально-волевую сферу дошкольников отрицательно складывается на дальнейшем полноценном его развитии. Именно обеспокоенность психологическим здоровьем детей-логопатов стала одной из основных причин возникновения этого проекта. Только у психически здорового, уравновешенного ребёнка прослеживаются следующие признаки:
• стойкость поведения и адекватность его внешним условиям;
• высокая индивидуальная приспосабливаемость организма к обычным колебаниям внешней среды;
• способность поддерживать обычное комфортное самочувствие.
Внедрение в практику этого проекта позволит сформировать и закрепить вышеперечисленные признаки.
Ожидаемый результат реализации проэкта:
Развивая эмоции детей-логопатов, создавая необходимые условия для позитивных эмоциональных проявлений дошкольника в социальной среде, научив ребёнка эффективным способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способам регулирования своего эмоционального состояния и урегулирования конфликтных ситуаций, можно добиться благоприятного психологического здоровья детей – логопатов.
Психологическое здоровье обеспечит адекватную самооценку и самосознание дошкольника, активизирует все жизненные процессы, включая умственную деятельность, позволит овладеть навыками социализации в разных сферах жизнедеятельности, что является неотъемлемой часть психологической готовности детей к предстоящему обучению в школе.
Участники: педагоги, родители, дети.
Задачи:
1. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей по проблеме сохранения и укрепления психического здоровья.
2. Профилактика проблемных ситуаций во взаимоотношениях детей, детей и взрослых, как способ сохранения психологического здоровья детей-логопатов.
3. Пропагандирование здорового образа жизни.
4. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
5. Развитие эмоционально-положительного микроклимата в детском саду и в семьях детей-логопатов.
6. Привычки. Профилактика негативных привычек у детей-логопатов.
Принципы:
1. Научность.
2. Последовательность.
3. Дифференцированный подход.
4. Гуманизация.
5. Системность.
6. Доступность.
7. Наглядность.
8. Динамизм.
9. Объективность.
1-ый этап – мотивационный.
Цель:
• выявление особенностей индивидуального развития ребенка;
• выявление особенностей эмоционального микроклимата в детском саду и в семьях детей-логопатов;
• определение уровня психолого-педагогической подготовки педагогов.
2 этап - консультативно-просветительский.
Цель: повышение уровня психолого-педагогической просвещенности педагогов и родителей.
3 этап – практический.
Цель: обучение участников УВП практическим приемам сохранения и укрепления психологического здоровья детей- логопатов.
4 этап – аналитический.
Цель:
• Определение уровня психолого- педагогической просвещенности педагогов и родителей.
• Выявление изменений в детско- родительских отношениях.
• Определение уровня развития ЭВС детей- логопатов.
• Определение готовности детей к предстоящему обучению в школе