Татьяна Пашнина
Конспект занятия «Личная гигиена»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Личная гигиена
Цель: раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить детей с основными правилами личной гигиены, объяснить, что их соблюдение – важное средство сохранить свое здоровье. Способствовать укреплению здоровья детей через физические минутки.
Воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Методические рекомендации
Материал: лупы на каждого ребёнка, чёрная гуашь, листы белой бумаги, схема мытья рук. Карточки на магнитах (предметы личной гигиены).
Публикация «Конспект занятия „Личная гигиена“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, логические рассуждения.
Ход занятия
Педагог. Сегодня, ребята, вы познакомитесь с новой темой, которая называется «Личная гигиена дошкольника». Как вы думаете, что такое «личная гигиена»?
Правильный ответ. Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Педагог. Насколько это важно и необходимо, вы узнаете сегодня на занятии.
Педагог. А что такое «тело»?
Педагог вызывает одного из детей и, обведя одним движением руки его голову, туловище, руки, ноги, объясняет, что все это в целом называется «тело человека».
Педагог. Чем покрыто наше тело?
Правильный ответ. Наше тело покрыто кожей.
Педагог. Все ли наше тело покрыто кожей? Посмотрите внимательно на себя, своего соседа и решите, есть ли участки тела, непокрытые кожей?
Правильный ответ. Это глаза, ногти, носовая и ротовая полости.
Педагог. Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже всегда есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов.
Грязная кожа может принести вред здоровью. И кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим. Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.
Педагог. Назовите предметы личной гигиены.
Правильный ответ. Это: Мыло, Губка, Расческа, Зубная щетка, Зубная паста, Ватные палочки, Ножницы и т. д.
Педагог предлагает ученикам рассмотреть через лупу кожу на руках, обращает их внимание на то, что кожа гладкая, эластичная, способна растягиваться при движениях.
Педагог. Посмотрите на кончики пальцев. На них из складочек образовался рисунок. Сравните свои пальцы и пальцы соседа. Одинаковый ли на них рисунок? (Дети выполняют.)
Давайте сделаем отпечатки ваших пальчиков на бумаге. Обмакните пальчик в краску. Потом осторожно прикоснитесь к бумаге и прижмите его плотнее. Осторожно поднимите палец вверх, чтобы не размазать краску. Следите, чтобы не испачкалась одежда; вытрите палец о салфетку. (Дети последовательно выполняют все указания.) Рядом с вашим пальцем пусть оставит отпечаток сосед. (Дети выполняют указание, меняясь листами бумаги.) Сравните рисунок обоих пальчиков. Одинаковы они или различаются? Отпечатки можно рассмотреть в лупу.
Так как наши пальчики устали, сделаем гимнастику для них.
Пальчиковая гимнастика «Цветки».
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.
Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивание кистями рук вправо-влево, медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперед-назад.
Правила ухода за своим телом
1. Каждое утро необходимо умываться: мыть руки, лицо, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.
2. Перед сном обязательно мойте ноги, потому что на ногах особенно сильно потеет кожа, накапливается грязь.
3. Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирая тело мочалкой с мылом. После мытья следует надеть чистое белье.
4. Очень тщательно нужно промывать волосы, так как на них и между ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стригли волосы коротко, особенно в летнее время. Девочкам же, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья тщательно их расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.
5. Тщательного ухода требуют также ногти. Их необходимо аккуратно подстригать (на пальцах рук – один раз в неделю, на пальцах ног – один раз в две недели, потому что под длинными ногтями скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и товарищу. Грязные ногти – признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены.
6. Особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы – карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, гладите животных (кошку, собаку, беретесь за дверные ручки, предметы в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом, и она остается на коже ваших пальцев. Если брать немытыми руками хлеб, яблоко, конфету и т. п., то эта грязь с рук попадает сначала на продукты, а с ними через рот в ваш организм. Это грозит заражением такими тяжелыми заболеваниями, как дизентерия, брюшной тиф, желтуха (болезнь Боткина) и др. Касаться своего лица руками можно только во время умывания.
7. К сожалению, некоторые ребята имеют дурную привычку во время занятия, постоянно тереть лицо, глаза, подпирать щеки рукой. А руки-то грязные!
Педагог. Каждый из вас должен помнить, что в дет. сад нужно приходить чистым и аккуратно одетым. И было бы очень хорошо, если бы в вашей группе не было ни одного неряшливого воспитанника.
Педагог. Ребята, чтобы быть сильными и здоровыми чем мы должны заниматься?
(Ответы детей)
- Правильно! Делать по утрам зарядку, закаливаться, заниматься спортом.
А чтобы наши тела оставались в форме вы сейчас повторите за Аней и паровозиком «Лёвой» веселую зарядку.
Педагог. Итак, давайте вспомним, какую пользу приносят физические упражнения.
Верно! Они укрепляют здоровье, активизирует работу всех внутренних органов, воспитывают волю (ведь заниматься нужно каждый день, закаливают наш организм, чтобы мы не болели, а всегда оставались веселыми и бодрыми.
Дайте ответ на следующие вопросы.
Вопрос № 1
Что такое личная гигиена?
Правильный ответ. Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Вопрос № 2
Почему необходимо мыть руки перед едой?
Правильный ответ. На грязных руках содержится большое количество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание.
Вопрос № 3
Почему мыть лицо, шею и руки нужно значительно чаще, чем все тело?
Правильный ответ. Руки, лицо и шея у человека наиболее подвержены загрязнению, так как не скрыты одеждой. Кроме того, на лице имеется большое количество сальных желез, и кожный жир, который они вырабатывают, является хорошей питательной средой для микробов.
Вопрос № 4
Зачем надо коротко стричь ногти?
Правильный ответ. Под ногтями собираются грязь и микробы – возбудители заразных болезней.
Вопрос № 5
Сколько раз в день необходимо умываться?
Правильный ответ. Умываться необходимо два раза в день – утром после сна и вечером перед сном.
Вопрос № 6
Как часто нужно мыть все тело и голову?
Правильный ответ. Все тело и голову необходимо тщательно мыть мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.
Вопрос № 7
Как часто нужно мыть руки?
Правильный ответ. Руки нужно мыть несколько раз в день – перед едой, после посещения туалета, придя с улицы, после общения с животными, то есть после любого загрязнения.
Вопрос № 8
Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?
Правильный ответ. Ногти на руках необходимо стричь один раз в неделю, на ногах – один раз в две недели.
Вопрос № 9
Как часто надо мыть ноги?
Правильный ответ. Ноги нужно мыть один раз в день (ежедневно перед сном).
Заключение:
— Итак, мы через лупу рассмотрели кожу рук и пальцев, сделали отпечатки пальцев, пальчиковую гимнастику. Вспомнили правила личной гигиены. И сделали зарядку. Молодцы!
Сюрпризный момент раздача витамина С!