Елена
Лэпбук как эффективная форма работы с дошкольниками ОВЗ
Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.
В работе с детьми с особыми образовательными потребностями мы используем гибкие формы психолого-педагогической работы. Педагоги стараются создать все условия для развития детей, применяя традиционные и современные методы и приемы психолого-педагогичской коррекции. Обобщая опыт педагогов ДОУ, изучая педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что одним из эффективных средств развития и коррекции речевой и познавательной функции, способность помочь детям с ограниченными возможностями: увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Публикация «Лэпбук как эффективная форма работы с дошкольниками ОВЗ» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим педагоги ищут новые подходы, технологии и приёмы, Используем разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Стараемся чаще проводить занятия в нетрадиционной форме : игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, ролевые игры. В основе планирования любого занятия используем наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества в совместной деятельности взрослого и ребенка. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность.
Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, мы искали новые формы, методы, средства обучения, которые могут с одинаковым успехом заинтересовать и помочь преодолеть трудности речевого и социально – коммуникативного взаимодействия всех участников образовательного процесса – детям, имеющим тяжелые речевые нарушения и задержку психического здоровья. Нас заинтересовал метод с модным названием «лепбук».
Лепбук – это тематические или интерактивные папки (книжки) с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:
• информативен
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
• пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
• обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
• вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
• его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Значение ЛЭПБУКА :
• способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
• способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме
• способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Содержание лэпбука может быть разнообразным: отражать тематику праздника, времени года, дидактических игр, по страницам сказок, а также как вспомогательный инструмент для освоения тем развития речи, математики, окружающего мира и т. д.
Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:
• уверенность в собственных силах;
• любознательность;
• способность к волевым усилиям;
• самостоятельность;
• инициативность.
Нетрадиционный прием (использование лэпбука) в коррекции речи познавательном развития, позволяет: — уточнить, активизировать, обогатить словарь, а так же развить психические функции такие, как память, внимание, мышление.
Лэпбук — это интересный и полезный инструмент в работе воспитателя с детьми с ОВЗ.
«Овощи и фрукты»
Цель: закрепление признаков и названий фруктов и овощей;
развитие процессов концентрации внимания, зрительного восприятия, развитие памяти, мышления, развитие мелкой моторики;
«Загадочные пуговки»
Цель: развитие умения узнавать и называть цвета; развитие мелкой моторики пальцев рук.
«Собери урожай»
Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета; Закрепить способ застегивания пуговиц, липучку, кнопок.