Наталья Марочканич
Конспект ООД по ФКЦМ в подготовительной группе «Ленинград в дни блокады»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА
«Ленинград в дни блокады»
(подготовительная к школе группа)
ООД № 1: «Дорога Жизни. Прорыв блокады»
Использование современных образовательных технологий:
• Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение)
• Педагогика сотрудничества
Публикация «Конспект ООД по ФКЦМ в подготовительной группе „Ленинград в дни блокады“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И. И. Закатова)
• Технология саморазвития (М. Монтессори)
Средства ИКТ:компьютер с выходом в интернет, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр.
Цель:
-Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде, о жизни наших соотечественников.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду;
- активизировать словарь детей понятиями по теме проектной деятельности: блокада, эвакуация, маскировочные чехлы;
- узнавать на фотографии памятники архитектуры, называть их;
-учить ориентироваться в карте города.
Развивающие:
-развивать память, восприятие, способность к обобщению по одному или нескольким признакам;
развивать способность строить предположения на основе минимального собственного опыта.
Воспитательные:
- формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца;
- воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
- воспитывать любовь к родному городу, гордость за него.
Материал к ООД:
Интерактивная доска с проектором для показа презентаций на тему «Дорога Жизни» и «Освобождение Ленинграда от фашистской блокады», аудиозапись песни «Ладога», отрывок видеофильма о жизни блокадного города.
Предварительная работа:
Беседы о начале войны, об установлении блокады в Ленинграде. Показ презентаций «Блокадный Ленинград» и «Дети блокадного Ленинграда», чтение с детьми стихов и рассказов о блокаде.
Просмотр отрывков документального фильма Сергея Лозницы «Блокада».
Слушание «Ленинградской седьмой Симфонии» Дмитрия Шостаковича, и знакомство с его творчеством.
Ход ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вступительная часть:
Звучит отрывок из песни «Синий платочек» (К. Шульженко).
Воспитатель привлекает внимание детей, задает вопрос, о чем напоминает детям данный музыкальный отрывок? (ВОв, блокадный Ленинград)
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что они знают об этом периоде истории нашей страны, ответить на вопросы:
Что такое война?
О событиях какой войны мы с вами говорили на прошлой неделе?
В каком веке была Великая Отечественная война?
Как называлась наша страна в 20 веке?
Какая страна напала на СССР 22 июня 1941г?
Как назывался наш город в прошлом веке?
Что такое блокада?
Как изменилась жизнь города Ленинграда и его жителей в период установления блокады?
(ответы детей)
Основная часть:
Рассказ воспитателя:
Мы с Вами вспомнили, как установилась блокада. Осенью 1941 года фашистские войска окружили город Ленинград со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.
- Посмотрите карту, на что это похоже?- Круг, кольцо.
(Воспитатель показывает на интерактивной доске карту блокадного Ленинграда)
Так и говорили: ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’. Это кольцо и называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.
В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.
Воспитатель показывает небольшой фрагмент о жизни ленинградцев из видео-презентации, просмотренной на предыдущем занятии.
И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.
Мы рыли рвы - хотелось пить.
Бомбили нас - хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Была судьба на всех одна.
Мы растеряли имена.
Мы усмиряли потный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали….
Город жил - исполнен наших малых сил.
В городе заканчивалось продовольствие, боеприпасы. Однако страна не забыла Ленинград. Чтобы как - то облегчить жизнь городу с 21 ноября 1941 года начала действовать ледовая трасса по Ладожскому озеру. Эту дорогу назвали "Дорогой жизни", так как она спасла жизнь очень многим людям.
По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины - но дорога существовала.
Показ презентации: «Дорога Жизни».
Слушание песни «Ладога»
Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1943 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. Началась боевая операция «Искра» за освобождение Ленинграда
И вот 18 января 1943 года кольцо блокады было прорвано, а через год 27 января 1944 года наш город был окончательно освобождён от блокадного кольца. В честь этого был торжественный салют. Битва за Ленинград была закончена. За этот подвиг наш город был удостоен звания Города - героя.
Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’ :
В блокадные дни.
Под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался,
Наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славится всюду их доблестный труд!
Просмотр презентации: «Освобождение Ленинграда от фашистской блокады».
Многие здания в освобождённом здании были разрушены.
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’. За мужество и героизм наш город получил звание ’’Города-героя’’. Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней :
Здесь лежат ленинградцы
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети….
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
Подведение итогов, рефлексия:
Обсуждение с детьми, что им наиболее запомнилось.