Горбенко Лариса Андреевна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения»
Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Задачи:
- Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
- Закрепить и обобщить знание детей об антонимах.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
- Создавать положительный эмоциональный фон.
Воспитатель: Ребята сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня будем играть.
Какие игры вы знаете? (настольные, подвижные).
Мы сегодня будем играть в речевые игры, которые формируют нашу речь…
Ребята, давайте с вами поздороваемся и настроимся на занятие :
Я люблю наш детский сад
В нё м полным-полно:
Мышат?
Цыплят?
Бельчат?
Утят?
Ребят?
Знаю я, когда мы вместе настроение чудесней!
Что ж пора нам заниматься,
Будем очень мы стараться (все вместе)
Чтобы пасмурное настроение на улице не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться еще раз со всеми, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют.) (Красивый, умный, добрый, очаровательный, стильный, ласковый, шикарный, заботливый, отзывчивый обворожительный). Какое у вас теперь настроение? (хорошее, приподнятое). Что вы почувствовали. (радость, умиление, заботу, хорошее настроение).
Воспитанники: Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.
Воспитатель: И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок.
Ребята, я знаю, что вы обожаете играть и предлагаю вам игру, которая называется «Назови три слова»
– Овощи. (Лук, свекла, морковь).
– Фрукты. (Яблоко, груша, лимон).
– Дикие животные. (Медведь, волк, лось).
– Домашние животные. (Лошадь, корова, кролик).
– Деревья. (Береза, дуб, сосна).
– Одежда (Платье, брюки, куртка).
– Весенние признаки (зеленые листочки, теплый ветерок, яркое солнышко, пение птиц).
Воспитатель: Слушайте следующие задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Чей дом?» (Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы).
У медведя чей дом? – Медвежий.
У зайца чей дом? – Заячий.
У волка чей дом? – Волчий.
У белки чей дом? – Беличий.
У барсука чей дом? – Барсучий.
У черепахи чей дом? – Черепаший.
У лягушки чей дом? – Лягушачий.
Молодцы, у меня для вас есть еще одна игра с мячом.
«Игра с мячом»
Воспитатель: Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.
Ну, что, готовы? Ветреный – безветренный. Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый. Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный. Редкий – частый. Спелый – незрелый. Начало – конец. Длинный – короткий. Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий. Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший – плохой. Злой – добрый. Спать – бодрствовать. Встать – лечь. Мириться – ссориться. Снимать – надевать. Раздевать – одевать. Хмуриться – улыбаться.
Можно присесть.
Воспитатель: Ребята, есть такие упражнения, которые помогают упражняться в произношении. Это - скороговорки, чистоговорки. «Желтый, жирный, жадный жук прятал денежки в сундук». «Ехал грека через реку, видит Грека: в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап-цап». «Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои!». Молодцы!
Физминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Отдохнули! Давайте продолжим.
Воспитатель: Предлагаю вам следующую игру называется «Полслова за вами». Внимательно слушайте меня. Я произношу начало слова, называю имя ребёнка и он продолжает. ( Например: ло-шадь, ло-пата, иг-ра, по-ле, зи-ма, вес-на, ко-мар, ко-за, тет-радь, само-лёт, дере-вья и т. д.)
А сейчас мы с вами выполним интересное задание. «Раздели на слоги».
Воспитатель: - Вы уже знаете, что каждое слово можно разделить на части (на слоги). В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Я вам сейчас буду показывать картинки, а вы попробуйте сами сначала ш потом, а затем вслух произнести по слогам слова-названия предметов, которые я вам покажу на рисунках. (Ответы детей). (слон, со-ба-ка, ко-ро-ва, ма-ли-на, ли-са, ры-ба, ма-ши-на).
Ну и последняя наша игра на сегодня называется: «С чем можно сравнить?»
С чем можно сравнить?
Небо синее – точно… (море)
Снег мягкий – словно… (пух)
Платье оранжевое – точно… (апельсин)
Сок холодный – как… (лед)
Заключительная часть. Рефлексия Воспитатель : - Ребята, скажите, чем мы с вами занимались? - Какое задание вам понравилось больше всего? - А какое вызвало у вас затруднения? - Спасибо вам за занятие.