Ольга Гилева
Лего-конструирование как средство развития технических способностей
▼ Скачать +Заказ
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад №377» г Перми Гилева Ольга Сергеевна.
Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, к взаимодействию со сверстниками (работа парами или командой, к изобретательности и самостоятельности, инициативности и стремлению к поиску нового и оригинального, а, значит, и способствует развитию одарённости. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.
Публикация «Лего-конструирование как средство развития технических способностей» размещена в разделах
Почему я стала чаще обращаться к ЛЕГО-конструированию в образовательном процессе? Важнейшей задачей ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
Также важная задача ФГОС ДО — интеграция между образовательными областями. Интеграцию можно легко осуществить с помощью внедрения в образовательный процесс ЛЕГО-технологии.
На занятиях по ЛЕГО-конструированию ставлю ряд воспитательных, развивающих и обучающих задач, (согласно ФГОС ДО) :
• воспитывать личность, способную самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения;
• формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
• совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
• развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
• развивать мелкую моторику рук, стимулируя речевое и познавательное развитие, умственные способности;
• обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.
При совместной деятельности с детьми старшего возраста по ЛЕГО-конструированию прослеживаю индивидуальность развития каждого ребенка, его творческий потенциал. Организованную образовательную деятельность основываю на принципах сотрудничества и сотворчества детей друг с другом. Тему ООД беру в соответствии с календарно-тематическим планом группы. Освоение ЛЕГО-конструктора провожу последовательно от простого к сложному.
На занятиях с детьми использую основные виды конструирования, такие как:
1. Конструирование по образцу, — где дан чёткий образец постройки;
2. Конструирование по модели – в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу
3. Конструирование по условиям – образца, рисунка-схемы – где, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать;
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов. Создаются возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
5. Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.
В работе с детьми использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности:
• Создание совместных построек.
• Беседы.
• Разнообразные игры
• Изготовление предметов для игр. Создание макетов.
• Познавательно-исследовательская деятельность.
• Экспериментирование.
• Продуктивная деятельность.
Для обучения детей ЛЕГО-конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета, сюрпризный момент, дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога
Организуя занятия ЛЕГО-конструированием, придерживаюсь следующего алгоритма выполнения модели:
1. Приветствие. Создание проблемной ситуации — вхождение в игру (например, что будет, если не будет машин).
2. Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.
3. Наблюдение натуральных объектов (рассматривание транспорта на прогулке).
4. Сенсорное обследование деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями (закрепление название деталей).
5. Демонстрация вариативных соединений деталей (личный показ или показ детей).
6. Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.
7. Детальное изучение (при необходимости) схем и чертежей.
8. Рассматривание готовых построек.
9. Анализ и оценка.
10. Обыгрывание – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности с использованием дополнительного материала. (фигурки животных, людей, деревьев и т. д.)
Перед выполнением модели обязательно проводится пальчиковая гимнастика, а также физкультминутка, которые подбираются с учетом темы совместной деятельности.
Мы моделируем предметы для сюжетно-ролевых игр, в которых, объединяясь в небольшие группы, дети создают свой спонтанный игровой сюжет. Созданные постройки из ЛЕГО, наши ребята также используют в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям.
Мои наблюдения показали, что на данный момент дети проявляют высокую работоспособность в течение всего занятия, с удовольствием работают как в мини-группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении заданий.
Систематические использование конструкторов в самостоятельной деятельности даёт детям свободу творчества и позволяет изображать любые предметы окружающей среды, используя только ЛЕГО-конструктор. Ребята свободно ориентируются в схемах, умеют крепко соединять детали и т. д.
Анализируя свою работу с позиции ФГОС ДО, можно сказать, что данная технология способствует эффективному обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:
• ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
• ребенок проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
С детьми мы не стоим на месте. Дошкольники так увлеклись конструированием, что мы решили принять участия в конкурсах.
Такие как:
• ЭвриKIDS
• Икаренок
• LTGO TRAVEL
Таким образом, я считаю, что данная инновационная ЛЕГО-технология может успешно применяться во всех возрастных группах общеразвивающей направленности, а при правильном подходе и организации даст положительный результат в работе педагога.
В дальнейшем буду продолжать повышать свой профессиональный уровень, использовать лего-технологии с учетом современных требований. Ведь мы понимаем, что инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Перед нами стоит задача сделать так, чтобы дети оставались детьми, проживали свою жизнь ярко, интересно, содержательно и при этом все же готовились к "настоящей" взрослой жизни.
Список используемой литературы:
1. Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.
2. «Большая книга LEGO» А. Бедфорд — Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
3. М. С. Ишмаковой — ИПЦ Маска, 2013 г. 4. «Конструирование и художественный труд в детском саду»
4. Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.
5. «Лего — конструирование в детском саду» Е. В. Фешина — М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
6. «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: https: //festival. 1september. ru /
7. «Строим из Лего» Л. Г. Комарова, / М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
8. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» Л. Г. Комарова– Москва, 2001.
9. «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.
10. М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС») 3
11. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
12. Лиштван З. В. Конструирование. — М. : Владос, 2011. – 217 с.
13. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. — М. : Академия, 2010. — 80 с.
14. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М. : Академия, 2014. – 97 с.
15. https: //nsportal. ru / 3. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»
16. Сайт https: //nsportal. ru/ Развитие ребенка через Лего.
17. Сайт https://www. maam. ru/detskijsad/matematika-s-ispolzovaniem-legokonstruirovanija. html