Елена Сухова
Квест-игра как средство нравственно — патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К. Ушинский
Актуальность.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей с малых лет искажены представления доброте, гражданственности и патриотизме. Растет агрессивность и жестокость. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.
Публикация «Квест-игра как средство нравственно — патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются квест-технологии и деятельностные формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ.
Новизна методической разработки характеризуется особенностью организации образовательной деятельности с включением в процесс квест-технологии, которая обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности, где он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
Цель методической разработки – патриотическое и гражданское воспитание посредством включения воспитанников старшего дошкольного возраста в активную исследовательскую деятельность по истории родного города с использованием квест-игры.
Задачи методической разработки:
1. Актуализировать имеющийся опыт нравственно- патриотического воспитания в дошкольных учреждениях средствами квест-технологии.
2. Обобщить и распространить опыт по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием квест-технологии среди других участников образовательного процесса
3. Разработать цикл мероприятий с использованием квест-технологии, позволяющих решать проблемы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Создать единый комплекс гражданского, патриотического воспитания, реализуемый, в ходе образовательной деятельности средствами квест-технологии.
5. Воспитывать у ребенка любовь и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране, природе родного края.
6. Развивать у дошкольников чувство гордости и ответственности за достижения страны, формируя образ героя, защитника своего отечества.
7. Приобщать детей к культуре и традициям своего народа.
8. Формировать бережное отношения к природе и всему живому.
9. Расширять представления о городах России, правах человека
10. Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
11. Развивать активную, деятельностную позицию ребенка в ходе решения игровых поисковых задач
Описание квест-технологии.
«Квест-игра» – это командная игра, в которой игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д., что является эффективным средством повышения как двигательной активности, так и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
При проектировании образовательного квеста следует учесть, что в зависимости от сюжета квесты могут быть:
линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными
Как и проекты, квесты по времени проведения делятся на кратковременные и длительные; по содержанию – посвященные одной проблеме, монопредметные или полипредметные (междисциплинарные).
Квест-игра «Город, в котором хочется жить».
Цель: воспитание у детей чувства любви, гордости за свою малую Родину, и привязанности к родному городу.
Оборудование: распечатки заданий для трёх кураторов; нарисованный на ватмане домик для каждой группы (3 шт.); грамоты командам участников.
Участники: Родители, дети старшего дошкольного возраста.
Условия игры: У каждой из 3-х команд свой маршрут. Начиная с вечера (назначается дата, каждая команда получает загадку об одном из мест нашего города. Вместе с ребёнком надо решить, что это за место, поехать туда, сфотографироваться на его фоне, высылать своему куратору. Если ответ правильный, то команда получает следующую загадку. Всего заданий 6 штук. Срок выполнения до (назначается дата). Последнее фото необходимо распечатать в формате 10*15 и вклеить в домик своей группы.
Задания для команд
Для каждой последующей группы шестое задание каждой команды становится первым, а пятое задание шестым.
1 команда
1. Здесь находится памятник одному из основателей города – капитану. Жизнь великого мореплавателя закончилась вскоре после того, как был основан г. Петропавловск-Камчатский, а именно – 8 декабря 1741 года. (на улице Советской, памятник Витусу Берингу)
2. При строительстве собора применены уникальные инженерные решения, благодаря которым сооружение может выдержать землетрясение амплитудой до 10 балов. (Троицкий Собор, Владивостокская 18).
3. На берегу Кутлучного озера высится памятник генерал-губернатору Камчатки. Его построили в 2014 году в честь героя Крымской войны, руководившего сражением против англо-французской эскадры. (Памятник В. С. Завойко)
4. На фоне «домашних» вулканов возвышается огромная каменная глыба. По глыбе бредут два медведя — взрослый (явно, мама) и медвежонок. (Памятник «Здесь начинается Россия»)
5. Гора практически в центре города недалеко от Троицкого собора. Ее высота достигает 315 метров. Склоны достаточно пологие, взрослый сюда может подняться минут за 45. Привлекает сопка своими смотровыми площадками. Отсюда великолепно видны не только сам город и океан, но и «домашние» вулканы. (Сопка Мишенная)
6. В Петропавловске-Камчатском немало заведений, изучающих вулканы. Но здесь информация подается в доступной и увлекательной форме. Экспозиции посвящены работе вулканов Камчатки. (интерактивный музей «Вулканариум»)
2 команда
1. В южной части города, недалеко от Морского вокзала работает самый старый музей Петропавловска-Камчатского. Его создали в 1911 году как научно-промышленный музей. (Камчатский краевой объединенный музей, Ленинская улица, 20)
2. Небольшой вытянутый в длину водоем. Когда-то озеро располагалось на окраине Петропавловска и привлекало в основном рыбаков. Сегодня это благоустроенная зона в центре города. (озеро Култучное)
3. Невысокая гора (высота 108 метров) в историческом центре города. Собственно, отсюда начал расти Петропавловск-Камчатский. С этими местами связаны исторические события. Во время Крымской войны 1854 года на сопке расположились местные артиллеристы, защищавшие город и порт от англо-французского десанта. Здесь можно увидеть несколько памятников, посвященных этому событию — часовня, монумент славы, монумент пушек. (Никольская сопка)
4. Царство картин. (Камчатский краевой художественный музей).
5. Одной из самых важных «открыточных» достопримечательностей столицы Камчатки является стела, на которой изображены знаменитые корабли Беринга, давшие имя городу. (Памятник пакетботам «Святой Пётр» и «Святой Павел»)
6. Уставлен в 1959 году на том месте, где в период войны базировалась батарея, возглавляемая Александром Максутовым и героически оборонявшая порт от захватчиков. Изначально пушки, из которых состоит мемориальный комплекс, были деревянными, но через восемь лет их заменили на чугунные. Памятник «Батарея Максутова»
3 команда
1. Старейший дальневосточный театр открылся в 1933 году. Отчасти это случилось по воле природной стихии. Дело в том, что корабль с артистами на борту, державший путь на Сахалин, не смог пришвартоваться в гавани из-за шторма. Тогда актерской братии пришлось вернуться во Владивосток, где им встретились камчатские чиновники, работающие в сфере культуры. Они предложили им работу на Камчатке, в результате чего в марте 1933 года был подписан трудовой договор, а 21 апреля состоялось первое театральное представление. Этот день принято считать датой основания камчатской драматической сцены. (Камчатский театр драмы и комедии
2. Сквер, который расположен возле детского сада «Белоснежка» (сквер «Зеркальный»)
3. Подобных учреждений в России больше нигде не существует. Свою работу музей начал в 2004 году. Поскольку лосось является одним из ярчайших символов Камчатки, авторы проекта решили посвятить ему полноценную экспозицию. (Музей лосося в Петропавловске-Камчатском)
4. К 50-летию образования Камчатского погранотряда, отмечавшегося в 1976 г., в городе торжественно открыли памятник в честь воинов, не щадя жизни защищающих неприкосновенность рубежей России. Скульптурная композиция создана из мраморной крошки и бетона. (Монумент Славы камчатским пограничникам)
5. Найди граффити «Мишка и малина» - на одном из фасадов дома (стрит-арт, ул. Чубарова, 6).
6. Это самая большая библиотека для детей в крае, с уникальным фондом детской литературы. Гостеприимный Книжкин Дом, расположен в новом здании, где каждый ребенок может найти для себя нужные книги и посетить интересные мероприятия. (Камчатская краевая детская библиотека им. В. Кручины)
В итоге получается фото галерея из разных фотографий на фоне знаменательных мест нашего города. По завершению проводится награждение команд участников с вручением дипломов.
Квест-игра для старших дошкольников «Русская ярмарка»
Цель: приобщение детей к народной культуре и традициям.
Оборудование для проведения квеста:
- Общая копилка для народной мудрости (нарисована на ватмане)
- Разрезанные на 6 частей 6 пословиц (см. приложение)
- Загадки, которые указывают куда детям двигаться дальше (см. приложение)
- Иллюстрации сладостей
- Атрибуты для эксперимента «Сладкая радуга»
- Музыка для игры «Золотые ворота»
- Числовые домики со значением 10
- Дидактическая игра «Народные промыслы»
- Дидактическая игра «Русская национальная одежда»
Участники: Дети старшего дошкольного возраста. 3 команд (2 старшие, 1 подготовительные группы, воспитатели, младшие воспитатели.
Условия игры: квест начинается с общего сбора команд в музыкальном зале; команды двигаются одновременно, каждая по своему маршруту, причём маршруты рассчитаны таким образом, чтобы дети нашли 3-ий последний кусочек фразы в своей группе; станции располагаются в группах; за работу на каждой станции отвечает закрепленный за ней педагог; время нахождения на станциях ограничено - 10 минут; детей сопровождают младшие воспитатели; команды собирают из найденных слов народную мудрость - пословицу в своей
группе вместе со своим воспитателем на итоговом сборе, затем возвращаются в назначенное время в музыкальный зал, вклеивают свою пословицу в общую копилку.
Ход игры
Организационный момент.
1 Вед. Здравствуйте, дорогие друзья! Нам очень приятно видеть вас в этом зале. Сегодня мы хотим пригласить вас на один из самых ярких и любимых праздников нашего народа – Ярмарку.
2 Вед. - Что же такое русская ярмарка? (Ответы детей)
1 Вед. – Молодцы! Многое вы знаете! Ярмарка и гулянье были ярким событием, шумным всеобщим праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!
2 Вед. - Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями.
1 Вед. - Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.
2 Вед - Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи. На ярмарки можно было купить практически всё!
1 Вед. – Но, там не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!
2 Вед. - Музыка, смех, выкрики торговцев, шутки балаганных дедов – всё завораживало и веселило.
1 Вед. - Публику веселили скоморохи-поводыри с дрессированным, «учёным» медведем, неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка.
2 Вед. - Ребята, кто готов побывать на старинной ярмарке? (Зрители отвечают: «Я!»)
Проблема:
1 Вед. – Но, отправитесь туда вы не просто так, а с заданием. Вам нужно будет приобрести на ярмарке народную мудрость. У каждой группы она будет своя. Где же её искать, подскажут подсказки. Через час мы с вами вновь встретимся, и вы покажите, удалось ли вам справится с заданием. Желаю удачи!
Задания для команд
«Лавка сладостей» (гр. «Птички»)
Ведущий предлагает детям создать в стакане сладкую радугу.
Ход эксперимента:
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л
2. В три стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Четвертый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 3-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 3 разноцветных слоя – самый нижний зеленый,
желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Объяснение опыта для детей
В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
За успешное выполнение задание детям выдается подсказка куда идти дальше и часть народной мудрости.
«Лавка Русско-народной игры» (гр. «Светлячки»)
Дети играют в русскую-народную игру «Ворота». Правила игры очень просты.
Выбирают двух игроков по считалочке:
Катилася торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем будешь делиться?
На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из игроков и говорит: «С ним! (или с ней)».
Они отходят немного в сторону и договариваются, кто из них кем будет. Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами».
Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Игра становится более подвижной и веселой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется двое не пойманных играющих, они и станут следующими «воротами».
Дети должны назвать еще несколько видов русско-народных игр и получают следующую подсказку и часть народной мудрости.
«Театр» (гр. «Белочки»)
Дети отвечают на вопросы ведущего и выполняют задания. Одно, из которых они должны соединить 2 части слова ТЕАТР, в группе на одной из театральных ширм приклеена точно такая же надпись ТЕАТР, там внутри лежит конверт с народной мудростью и подсказка.
Дети собирают народную мудрость (пословицу) из собранных частей, перемещаются в муз. зал, клеят ее на плакат и называют ее. Ведущий спрашивает их о значении этой народной мудрости, как они ее понимают.
После настает момент прощанья.
Вед1: Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь
Говорим вам: «До свиданья, До счастливых новых встреч!»
Народные мудрости по маршрутам:
«Птички» (Вся) (семья) (вместе) (так и) (душа) (на месте.)
«Светлячки» (Был) (бы) (обед) (а) (ложка) (сыщется.)
«Белочки» (Любишь) (кататься -) (люби) (и) (саночки) (возить.)
Загадки
«Земляничка»
Ягода приятная,
Очень ароматная.
Ты под кустик загляни-ка,
Там краснеет…
«Малинка»
Сладких ягод соберите,
Для варенья припасите,
От простуды, от ангины
С чем поможет чай? -.
«Одуванчик»
Молодой и золотой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова,
Спрячу я в карманчик
Бывший.
«Ромашки»
Вот цветочек на поляне,
Серединка солнцем взглянет,
Сам же в беленькой рубашке.
Хороши в траве…
«Рябинка»
Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос.
«Колокольчик»
Колокол колышется,
А звона не слышится
Квест – игра «Музейная тропа г. Петропавловск-Камчатский».
Цель: Активизация познавательной деятельности через активное посещение музеев детей и родителей. Обучение детей умению воспринимать предметный мир культуры, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру, способности бережно относиться к культурному наследию, воспитание эстетических и нравственных идеалов, патриотизма и музейной культуры. Вовлечение родителей в образовательное пространство ДОО.
Оборудование: конверты с заданиями, листы формата А3, телефон, камера.
Участники: родители, дети старшего дошкольного возраста.
Условия игры: У каждой из команд свой маршрут. Каждая команда путем жеребьевки выбирает свою отправную точку путешествия по маршруту. (Команда выбирает из множества безымянных проспектов один, который определить в какой музей она отправиться). Получает конверт с заданиями.
На конверте надпись: «Историческая загадка». Задания в конверте (для каждой команды разные музеи).
В результате выполнения заданий каждая команда составит рекламный проспект, составив все эти проспекты вместе, создан экскурсионный маршрут, который поможет привлечь детей и родителей к посещению музеев г. Петропавловск-Камчатский.
Ход игры.
Проблема: Город Петропавловск-Камчатский расположен на берегу Тихого океана, в 11900 км к востоку от Москвы. Основан в 1740 году на месте, где зимовала экспедиция В. И. Беринга и А. И. Чирикова. Название город получил от наименования судов экспедиции «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел». Петропавловск-Камчатский поддерживает звание исторического города, город знаменит своей архитектурой, а также большим количеством необычных и неординарных памятников, мощным музейным и
театральным комплексом. Петропавловск-Камчатский уникален своей историей. Имея такие богатства, мы сталкиваемся с проблемой незнания истории своего города, своей страны. Сейчас, не только дети, но и взрослые не помнят, не знают своей истории, не до того, как-то. Как вы думаете, какие специальные учреждения могут нам помочь в решении этой проблемы? (музеи). Музеи необходимы, чтобы люди не забывали прошлое и могли воочию его лицезреть, это мост между прошлым и будущим, экспонаты заставляют нас поверить в реальность прошлого. Как же нам привлечь людей в музеи? Мы предлагаем вам создать экскурсионный маршрут «Музейная тропа г. Петропавловск-Камчатского». Для создания этого маршрута нужны рекламные проспекты музеев. А для того чтобы их сделать вам необходимо пройти квест.
Деление на команды.
Задания для команд
Команда 1.
Историческая справка (конверт 1).
Этот музей имея более чем вековой опыт работы, музей не дает забыть о своем прошлом, рассказывает о главных вехах истории Камчатского края. Здесь представлены уникальные экспонаты, посредством которых мы получаем знания о всех сферах жизни региона.
По своему содержанию объединенный музей считается историко-краеведческим. Главная его задача — изучение всех аспектов жизни Камчатского края.
Для посетителей действует постоянная экспозиция, созданная в 1990 году. Она включает следующие разделы: природы, древней истории Камчатки, истории открытия, освоения и изучения края, истории г. Петропавловска вплоть до начала ХХ века, материальной культуры коренных малочисленных народов Камчатки. Находится он на ул. Ленинская, 20
Помимо постоянно действующей экспозиции, в трех выставочных залах создаются временные выставки, посвященные различным темам.
Задание.
1. Составить рекламный проспект в формате А4, на котором будет:
а) Историческая справка. Фотографии.
б) Рекламный слоган.
в) Информационная справка (адрес, время, выставки и др. мероприятия).
3. Допуском к составлению экскурсионного маршрута является защита (презентация 1-2 мин) рекламного проспекта по выбранному музею.
Команда 2.
Историческая справка (конверт 2)
В музее можно познакомиться с основными промысловыми видами рыб - терпуги, палтусы, камбалы, окуни, треска, сельдь, минтай, лососи.
Посетители музея могут увидеть коллекции кораллов и тропических моллюсков, промысловых рыб и млекопитающих, модели исследовательских и рыболовных судов, водолазное снаряжение, в котором погружались под воду первые исследователи моря, познакомиться с технологиями выращивания обитателей моря. Собран уникальный фотоматериал по истории первых экспедиций на судах «Малыгин» и «Персей». Сотрудники института продолжают передавать музею фотоальбомы из экспедиций, интересные фотографии. Находится он на ул. Набережная, д. 18
Задание.
1. Составить рекламный проспект в формате А4, на котором будет:
а) Историческая справка. Фотографии.
б) Рекламный слоган.
в) Информационная справка (адрес, время, выставки и др. мероприятия).
3. Допуском к составлению экскурсионного маршрута является защита (презентация 1-2 мин) рекламного проспекта по выбранному музею.
Команда 3.
Историческая справка (конверт 3)
Один из самых молодых на Дальнем Востоке. Он был основан 5 января 1992 года. Деятельность музея обширная и разноплановая. Ее основные направления — собирание, хранение и изучение предметов изобразительного искусства, регулярная экспозиционно-выставочная и многообразная просветительная работа среди различных слоев населения.
На сегодняшний день коллекция музея насчитывает более 3 000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, художественной фотографии и детского творчества. Находится он на ул. Ленинская, 62
Задание.
1. Составить рекламный проспект в формате А4, на котором будет:
а) Историческая справка. Фотографии.
б) Рекламный слоган.
в) Информационная справка (адрес, время, выставки и др. мероприятия).
3. Допуском к составлению экскурсионного маршрута является защита (презентация 1-2 мин) рекламного проспекта по выбранному музею
В данной методической разработке даются рекомендации по организации и проведению квестов по нравственно-патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка может быть полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений.