Фирсова Светлана Николаевна
Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы. Одной из новых и эффективных форм развития дошкольников, входящих в игровую технологию, является квест-игра, содержащая комплекс условий для познавательной активности, развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста.
Публикация «Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
В своей педагогической деятельности я стараюсь, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников. Один из принципов стандарта гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие.
Как и у большинства моих коллег, у меня не раз возникал вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок, играя, развивался?» Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки коллег натолкнулась на интересную идею – организация образовательной деятельности в виде игры – квест.
Проанализировав информационные источники, я сделала несколько выводов:
1. Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры жанра quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.
2. Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.
3. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
4. Квест - технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Квест как форма обучения детей в ДОУ способствует развитию деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
Основополагающие принципы квеста для детей дошкольного возраста это :
1. доступность – все вопросы и задания должны соответствовать возрасту;
2. системность – задания должны быть логически связаны друг с другом;
3. эмоциональная окрашенность заданий;
4. разумность по времени – необходимо рассчитать время на выполнение заданий, чтобы дети не потеряли интерес;
5. разнообразие видов активности;
6. прогнозируемость – наличие четко сформулированной цели и видимого конечного результата; безопасность, уважение и диалогичность.
Квест - универсальная игровая технология включающая соревновательные механизмы, повышает качество выполнения заданий, дает возможность самостоятельно осваивать новые знания, позволяет за короткое время вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.
Квесты позволяют объединить всех участников образовательных отношений (детей, родителей и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.
В структуру «квест-игры» входит общая игровая цель, которая известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. При формировании развивающей предметно-пространственной среды учитываем, чтобы пространство мотивировало детей на развитие творческого воображения, познавательной активности, любознательности и т. д. Создание такой среды, подбор необходимых для этого атрибутов является значимым шагом к достижению поставленных целей в квест-игре. При подборе заданий опираюсь не только на имеющиеся уже у детей знания, но и на «зону ближайшего развития» детей. В процессе игры воспитанники последовательно движутся по этапам, решая различные (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща. Игроков сопровождает воспитатель или родитель, который обеспечивает безопасность, консультирует, оказывает помощь в решении организационных вопросов. По результатам выполнения каждого задания участники проводят рефлексию деятельности группы. Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
• образовательные: участники усваивают новые познавательные знания и закрепляют имеющиеся, активизировать интерес к познанию окружающего мира;
• развивающие : в процессе игры происходит повышение образовательной
мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
• воспитательные: формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие.
Квест-игра реализуется через интеграцию всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:
-игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);
-социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);
-художественно-изобразительной (рисование, конструирование и т. д.);
-познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т. д.);
-театрально-музыкальной;
-восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.
Квест – игра имеет ряд особенностей:
1. образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
2. целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребёнка;
3. образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным;
4. роль педагога-наставника в квест - игре организационная, т. е. педагог определяет цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Свою практическую деятельность по реализации квест – технологии я начала с изучения потребностей воспитанников. Чтобы понять, что интересно детям и о чем они хотят узнать. Затем был составлен план мероприятий проведения образовательной деятельности в форме квест – игры. За учебный год я разработала и реализовала 6 игр: «В поисках пиратских сокровищ» (летний период, «В поисках пиратских сокровищ (зимний период)», «По следам Буратино», «Машины шалости», «В здоровом теле, здоровый дух», «Навстречу Весне».
Анализ результатов.
При анализе диагностического материала я особо выделила критерий «умение участвовать в обсуждении». Так как этот критерий подразумевает умение ребенка слышать и слушать друг друга, разумно и доброжелательно возражать взрослым, умение отстаивать свою позицию. Для меня это было важно и с точки зрения межличностных отношений между воспитанниками, поскольку в группе есть значительное количество детей, которые занимают лидерские позиции среди детского коллектива. Поэтому взаимоотношения среди детей не всегда складываются легко и гармонично.
С применением новой технологии у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива.
Ребята в моей группе стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно распределить роли, например, используя считалку.
Главное преимущество квест-технологии в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО.
Технология способствует созданию условий развития ребенка для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.