Папки-передвижки

Конспект занятия «Культурное наследие России. Знакомство с русской избой»

Елена Волкова
Конспект занятия «Культурное наследие России. Знакомство с русской избой»
▼ Скачать + Заказать документы

«Культурное наследие России. Знакомство с русской избой»

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью и бытом русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); обогащение словарного запаса: сундук, ухват, кочерга, изба,коромысло;

Задачи: обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.

Публикация «Конспект занятия „Культурное наследие России, Знакомство с русской избой“» размещена в разделах

расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.

продолжить знакомство с музыкальным фольклором.

Виды деятельности: Познавательная деятельность.

Формы организации: групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: совместная деятельность, игровые упражнения.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват и т. д.) ; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

Демонстрационный и раздаточный материал: оформление уголка русская изба, картинки с изображением одежды древней Руси, деревянные ложки

Предварительная работа: 1. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.

2. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов.

3. Чтение русских народных сказок.

4. Разучивание русских народных игр.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что означает «прошлые, древние» времена (ответы детей). Правильно, это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? Правильно,Россия, а мы называемся россиянами. А вот давным – давно, в далёкие времена государство наше называлось не Россией, а Русью. И сейчас мы с вами познакомимся поближе с жизнью и бытом русского народа в старину. (дети проходят в мини-музей, их встречает хозяюшка в русском народном сарафане).

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим. ( дети : Здравствуй, хозяюшка).

Посмотрите, ребята, сколько гостей приехали к нам с вами в детский сад. Давайте поздороваемся с ними по- старинному русскому обычаю, приложив правую руку к сердцу, и скажем: Здравствуйте, гости дорогие. (дети здороваются с гостями)

Русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. А гостей принято угощать. Гостей встречали хлебом-солью и говорили: Проходите, гости дорогие, милости просим. Садитесь за стол.

Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Вы знаете как называется мой наряд?

Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались

совсем не так, как в наши времена.

Женщины носили белую льняную рубаху. Поверх рубахи - длинный сарафан. На голову надевали головные уборы – платки, кокошники. Мужская рубаха была короче женской, чуть выше колен и ворот у нее скроен иначе, застежка сбоку. В народе такую рубаху называют косовороткой. Её носили поверх штанов, подпоясывая. На голову мужчины надевали картузы. И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом. А какие дома раньше были на Руси? (деревянные). Почему? (было много лесов вокруг) .Как назывались такие дома? (избы)А из каких деревьев рубили избы (из сосны).А чем рубили? (топорами).От чего дом спасал своего хозяина? (от ветра, холода, дождя, диких зверей)

- Ребята, а вы знаете, что же в избе было самым главным (ответы детей) Тогда отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает

Демонстрация макета «Русская печь»»

Печь - это сердце дома. Она была большая, выкладывалась из кирпича, а сверху обмазывалась глиной. Печь кормила семью, обогревала дом. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. А чем топили печь? Какие дрова были самые лучшие (ответы детей). Самые лучшие дрова - березовые. Они хорошо горят и долго держат тепло. Как вы думаете, для чего служило это место (для отдыха и сна).Печку называли деревенской кормилицей. Почему её так называли (ответы детей!

Чем же могла печь накормить своих хозяев (ответы детей) В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку

Он, как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля. Там, где в печке уголек, Щи нам варит (чугунок) Демонстрация чугунка

Это чугун. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Что еще готовили в чугунах на Руси кроме щей? (кашу). Правильно. Недаром на Руси поговорка есть: щи да каша - пища наша. Хороша кашка, да мала чашка. А какие каши готовили хозяйки? Я буду называть крупу, а вы какая каша из нее получается. Из манки- манная, из гречки- гречневая, из пшена- пшенная, из риса- рисовая. Давайте насыплем крупу в чугунок. Какой он стал по весу? (еще тяжелее).Поставим его в печку, пусть варится каша.

А как же можно было достать из печи горячий чугунок? В печи жар, голыми руками не возьмешь (ответы детей). Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку:

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт. (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугуны со щами и вкусной кашей. Посмотрите как это делается (показ).Хотите попробовать легко ли было хозяюшке (дети пробуют доставать чугун из печки ухватом). Тяжелый чугунок? Нелегко было хозяюшке. Ну, а этот предмет вы ни за что не отгадаете.

Всех кормлю с охотою, а сама безротая? (ложка) Посмотрите, какие ложки были раньше. Из чего они сделаны? (из дерева) На Руси семьи были большими, в каждой избе было много детей. Поэтому и столы были какие? (большие). А на чем сидели (на лавках). Какие были лавки? Для чего большие (чтобы всем места хватило). Когда обед был готов, собиралась вся семья за большим столом. Все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. А если кто-то из детей вел себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу. Ели из общей посуды, а вот ложка у каждого была своя. Но ложками можно не только есть. Что еще можно с ними делать (играть на них) Да, русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках, как настоящие ложкари. (игра на ложках под русскую народную мелодию). Молодцы, хорошо сыграли.

А у меня для вас есть еще одна загадка: И шипит, и кряхтит Воду быстро кипятит. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает. (самовар)

Самовар был большой, пузатый. Его топили лучинами (это такие маленькие щепки из дерева,шишками, заливали туда воду и кипятили. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья. Тары- бары- растабары, Выпьем чай из самовара

С сухарями, с сушками, Со сладкими ватрушками, С блинчиками вкусными, С пирогами русскими!

Любили в старину попить ароматного чайку, особенно после баньки. Пили горячий чай с блюдечка, прикусывали кусочком сахара. Богатые люди пили чай с медом и вареньем, с блинами да пирогами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

А про что эта загадка?

Новая посудина, а вся в дырках. (сито) Что это? Посмотрите вокруг, поищите глазами. (находим сито).Правильно, а что это? Для чего этот предмет был необходим? (просеивать муку) Хотите попробовать просеять муку? (дети поочередно 2-3 человека пробуют просеивать) Посмотрите какая мука стала пушистая, воздушная, рассыпчатая. А что могла хозяйка сделать из муки? (настряпать пироги, испечь блины). А про что вот эта загадка?

Ребята, а это что такое (ответы детей) Воду дед носил с утра Каждый раз по два ведра На плечах дугой повисло Держит ведра (коромысло) Для чего же нужно было коромысло (ответы детей). Кто знает как им пользоваться? С помощью коромысла люди носили из колодца воду. Коромысло можно носить на одном плече или на двух. Из чего его делали? (из дерева). По краям прикрепляли крючки или делали выемки для ведер. Кто хочет понести ведра?

Ну что ж, ребята, наше время истекло. Понравилось ли вам наше путешествие в прошлое? Что нового вы сегодня узнали?

Как назывался дом в старину? Где люди хранили свою одежду? Что было самым главным в избе, что давало тепло? В чем готовили еду? Зачем нужно коромысло? В чем кипятили воду для чая?

Молодцы! Ну что же,мы обязательно продолжим знакомиться с жизнью и бытом русского народа, ну а сейчас я вас и гостей буду угощать блинами, которые испекла нам печка – матушка.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе «Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе. Цель:Приобщать детей к истокам русской народной.

Конспект ОД по познавательному развитию «Культурное наследие России. Коренные жители Севера — саами»Конспект ОД по познавательному развитию «Культурное наследие России. Коренные жители Севера — саами» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Национальное наследие России - коренные жители Севера - Саами» Цель:.

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Фотоотчет «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»Фотоотчет «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода» В рамках реализации проекта «Русская изба», мы познакомились с детьми историей,традициями, посетив наш мини музей. Цель: познакомить детей.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрешкой» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе на тему «Знакомство с русской матрешкой».Программное.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой»Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой» Цель: Познакомить детей с русскими народными куклами. Задачи: Обучающие: - Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции.

Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой»Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Цель: продолжать знакомить детей.

Культурное наследие любимого города в творчестве детей (фотоотчет)Культурное наследие любимого города в творчестве детей (фотоотчет) Бывали ли Вы в Таганроге? Нет? Тогда Вам обязательно надо там побывать. Наш родной Таганрог расположен на юге России, на берегу Азовского.

Проект для средней группы «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним»Проект для средней группы «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним» Тип проекта: информационный Вид проекта: фронтальный (дети средней «Б» группы «Игралочка») Продолжительность: долгосрочный (на 2020-2021.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Культурное наследие России. Знакомство с русской избой»
Опубликовано: 25 декабря 2023 в 13:42
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Культурное наследие России. Знакомство с русской избой»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Волкова (УИ 964790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД