Оксана Юрьева
Культурно-досуговая деятельность в ДОУ. Подготовка и реализация посредством интеграции образовательных областей
Культурно-досуговая деятельность в детском саду
Культурно-досуговая деятельность – важный раздел организации жизни детей в детском саду, который способствует:
- культурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников;
- развитию детского творчества в различных видах художественной деятельности;
- развитию способностей к импровизации, готовности к экспромту;
-созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;
- формированию коммуникативной культуры детей;
Публикация «Культурно-досуговая деятельность в ДОУ, Подготовка и реализация посредством интеграции образовательных областей» размещена в разделах
- расширению кругозора детей, обогащению разнообразными впечатлениями средствами интеграции содержания различных образовательных областей;
- формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.
Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребенка, на формирование его Я-концепции. Но главной, приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения (что является чрезвычайно важным для современного ребенка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни). Реализация этого условия требует от педагогов умения организовать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка. С целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения (снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать то-то не так). Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом. Можно сказать, что основные «ключи» к организации детских досугов – это три «И» : Интеграция - Игра - Импровизация. Если педагоги владеют этими тремя «ключами», значит, они готовы к организации и проведению легких и веселых развлечений. В противном случае основная нагрузка ложится на детей: с ними разучивают стихи, песни, танцы для выступления (что приводит к их переутомлению).
Содержание развлечений с детьми планируется педагогами (воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и другими специалистами) исходя из текущей работы, в которой отражается: время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным игровым и музыкальным репертуаром. Например, это могут быть «Зимние забавы» (игры, аттракционы зимней тематики, или «Кем быть?» (развлечение с родителями – знакомство с профессиями, «В гостях у сказки» (чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов, загадки, призы, и др., и т. д. Как правило, развлечения планируются и проводятся в соответствии с реализацией различных тематических образовательных проектов, являясь их кульминацией. Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы взаимодействия с детьми и их родителями.
Цикличность организации досугов предполагает еженедельное их проведение (от 15 до 35 минут, в зависимости от возраста) во вторую половину дня. Содержание и форма развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен нести новизну, быть сюрпризом. Ответственные за проведение различных по форме и содержанию развлечений должны быть разные педагоги ( оптимальным является чередование организаторов детского досуга: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, и др.). Например, воспитатель организует в группе дни рождения детей, вечера загадок, игр, аттракционов, поэтических вечеров, инструктор по физическому воспитанию – спортивные развлечения в спортивном зале или на улице, музыкальный руководитель - музыкальные гостиные, вечера любимых песен, и др.
На любом развлечении должна звучать музыка, поэтому музыкальный руководитель рекомендует и помогает подобрать фонограммы для каждой темы.
Важно привлечь к организации детских досугов родителей, бывших выпускников, учащихся музыкальных школ, воспитанников детско-юношеских спортивных школ, и др.
Возможными формами досугов и развлечений, которые будут интересны детям и не потребуют длительной подготовки, могут быть:
«Песенные посиделки» — пение в кругу знакомых песен; театрализованное обыгрывание песен;
«Сам себе костюмер» (ряжение) — примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги;
«Мы играем и поем» — игры с пением (по показу, без предварительного разучивания, аттракционы;
«Танцевальное ассорти»— свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;
«Магазин музыкальных игрушек» — свободные игры с инструментами, которые могут заканчиваться импровизированным оркестром.
«Кукольный театр» — всевозможные варианты кукольных представлений: от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам;
«В гостях у сказки» — две-три коротких сказки разных народов, прочитанные в музыкальном зале в особой атмосфере с настольной лампой, либо спонтанное обыгрывание знакомой сказки.
«Кинофестиваль» - просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам, операм, балетам в условиях музыкального зала;
«Будь здоровым, сильным, ловким!» - спортивно-физкультурные досуги с различными эстафетами и соревнованиями;
«Наши любимые игрушки» — обыгрывание любимых игрушек, которые дети принесли из дома; загадки, стихи, исполнение песен об игрушках, игры-аттракционы или танцы с ними;
«Театральные встречи» — выступления бывших выпускников, учащихся музыкальных школ, театральных групп с различными спектаклями в детском саду;
«Посиделки с родителями» - совместные развлечения, на которых родители исполняют (по желанию) песни, танцы, читают басни, стихи, и др.
«Папа, мама, я – спортивная семья» - совместные физкультурные развлечения, походы.
«Выпускники детского сада в гостях у малышей» - совместные танцы, песни, игры старших и младших дошкольников.
«День рождения» - групповые праздники с чаепитием и угощениями, на которых поздравляют всех, кто родился, например, летом, осенью, весной или зимой (возможен вариант проведения таких развлечений каждый месяц).
Экскурсии, посещение музеев, игры в музей (дети принимают на себя роль экскурсоводов по своей группе, детскому саду).
Эти и другие формы развлечений планируются и проводятся четыре раза в месяц для каждой группы. При планировании досуга учитывается время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей, возможности, которые есть в детском саду Например, вечер игр после Нового года может быть посвящен зимним забавам, в которые дети играли на празднике. Осенью вечер стихов и сказок для малышей можно составить из коротких сказок о животных, которые по-разному готовятся к зиме. В марте можно организовать с детьми 6-7 лет игры с инструментами как озвучивание стихов на весенние темы или творческую работу по теме «Капель», «Ручейки».
Возраст 3-4 года
Организация досугов требует учета возрастных особенностей детей четвертого года жизни: непроизвольности и небольшого объема внимания, утомляемости, спонтанности в проявлении эмоций. Младшие дошкольники увлекаются процессом, а не результатом предметно-двигательной деятельности (например, с увлечением собирают бутафорские грибочки, перекладывают овощи, и т. д.). Им еще недоступно понимание соревнования (кто быстрее, поскольку для них интересен сам процесс. Любимые забавы малышей – это прятки и догонялки. На этой основе педагог может варьировать различные игровые ситуации со сказочными персонажами: Петушки убегают от Лисы, Зайцы прячутся от Волка, Поросята разбегаются по своим домикам, и т. д. Дети любят, когда обращаются именно к ним, называя по имени. Для них важен тактильный контакт: погладить Зайчика, покормить Петушка. Дети с удовольствием выполняют игровые действия по показу. На этой основе можно импровизировать инсценирование детских песенок, маленьких сказок, стихов и потешек. Эти и другие возрастные особенности важно учитывать при организации игр-аттракционов, сюрпризных моментов.
Перечисленные выше формы организации досугов могут быть использованы в работе с детьми 4-го года жизни при условии их соответствия возрастным возможностям малышей. Например, на развлечении «Песенные посиделки» взрослые или старшие дети исполняют знакомые песни, сопровождая их образными движениями, которые повторяют малыши (чаще всего они подпевают и двигаются одновременно). На таких развлечениях широко используются мягкие игрушки, театральные куклы, приглашаются сказочные персонажи, которых играют старшие дети или взрослые.
Дети с большим удовольствием двигаются под музыку. Педагог помогает организовать музыкальное движение в виде простейшего танца или образного движения, например, «выход медведя». Воспитатель использует детали костюмов (шапочки персонажей, яркую атрибутику - платочки, искусственные цветы, колокольчики, ленточки, и др.
Кульминацией детских развлечений является сюрпризный момент. Чаще всего, это появление сказочного персонажа, который приносит какие-нибудь игрушки, а затем проводит с детьми игру.
Ряженье предлагается малышам с использованием только элементов костюмов и отдельных атрибутов: шапочек, платочков, колпачков и других деталей, с которыми они сами смогут справляться. Нарядившись, малыши могут подвигаться под музыку в своем образе, и педагог организует детские импровизации.
Спортивные соревнования должны учитывать интерес и возможности детей. В основном, это - подвижные игры, типа «займи домик» «спрячься от волка», «собери урожай».
Кукольный театр для малышей могут показать дети 6-7 лет. Это может быть также настольный театр, в который после представления поиграют и малыши. Подобные совместные мероприятия очень важны в детском саду, поскольку они объединяют детей разного возраста, воспитывают у старших желание общаться с малышами, обучать, помогать им, а для малышей это также полезный пример для подражания. Кукольный театр может завершиться общим просмотром мультфильма по той же сказке.
Содержание досуговой деятельности выстраивается на основе интеграции различных образовательных областей : изобразительной деятельности, детской художественной литературы, музыки, и др.