Эльвира Ибрагимова
Проект «Культура и быт народов Крыма»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Вольновский детский сад «Ивушка»
проект
«Культура и быт народов Крыма»
Разработала
Воспитатель:
Ибрагимова Э. М.
пгт. Вольное, 2019г.
Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Стали более привычны
Нам полёты на Луну.
Вспомним
старые обычаи!
Вспомним
нашу старину!
Обоснование:
Публикация «Проект „Культура и быт народов Крыма“» размещена в разделах
- Крым. Родной край
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.
По утверждению А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой, А. И. Лазарева, В. М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, быту, традициям в ДОУ созданы определенные условия:
- Многофункциональные центры в группах ДОУ «Центр ряженья»,, «Центр книги», «Центр Изодеятельности».
- «Центр театра», где размещены различные виды театров.
- Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
- Музей национального быта, организация экскурсий.
- Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря.
- Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.
- Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.
- Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.
- Реализуемый проект «Календарно-обрядовые праздники»
Наличие теоретической базы опыта
Традиции народов Крыма – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках.
Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.
Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.
Тип проекта : творческий, познавательный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте народов Крыма. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Место проведения: МДОУ «Вольновский детский сад «Ивушка»
Сроки проведения: 15 апреля 2019 г. – 19 апреля 2019 г.
Участники проекта :
- родители и дети подготовительной группы, возраст с 6 до 7 лет;
- музыкальные руководитель МДОУ, Ибрагимов Р. Р.
- воспитатель подготовительной группы – Ибрагимова Э. М.
Актуальность темы
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу
дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе,
его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.
Гипотеза – формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Цель проекта : Формировать у детей представления о традициях и быте народов, живущих в Крыму; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрала тему своей работы «Культура и быт народов Крыма». Посчитала необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями народов Крыма, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают народных сказок, потешек, скороговорок.
Задачи:
Определила в работе с детьми следующие задачи:
• Познакомить детей с особенностями жизни и быта народов живущих в Крыму.
• Прививать ребенку интерес и любовь к Малой Родине: к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
• Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
Новизна: Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
- принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Оптимальность и эффективность средств
Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).
Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой.
Информационно-рецептивный метод применяем для передачи знаний о музыке, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.
Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т. д.
Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором - дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с народным творчеством
• Заучивание потешек, прибауток, закличек.
• Использование пословиц, загадок, поговорок.
• Чтение художественной литературы.
• Использование народных песен и танцев.
• Проведение народных игр.
• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
• Применение игрушек и изделий народных промыслов.
• Представление кукольного театра.
• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
• Рассказ о народных обычаях и традициях.
• Рассматривание иллюстраций о быте.
• Беседы, вопросы, разъяснения
Формы образовательной работы с детьми
• Организованные занятия.
• Совместная деятельность.
• Наблюдения в быту и природе.
• Организация конкурсов рисунков и поделок
• Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
Адресная направленность
Опыт проектной деятельности на тему «Культура и быт народов Крыма» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.
Основные направления нашей работы:
1. Создание атмосферы национального быта - создание интерьера русской избы «Горница»
Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, рубель, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения, образцы народных промыслов : «Хохлома», «Жестов», «Городец».
С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.
2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок,считалок, потешек и т. п.).
В устном народном творчестве как нигде отразились черты народного характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки и др.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.
4. Знакомство с народными играми.
Русские, украинские и крымскотатарские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
Этапы реализации проекта :
I Этап. Концептуальный – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.
- Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского народа».
- Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.
- Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т. д.
II Этап. Формирующий– деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта
• Занятия в соответствии с планом.
• Беседы.
• Чтение познавательной и художественной литературы.
• Слушание народных песен.
• Просмотр видеосюжетов, презентаций.
• Проведение выставок.
III Этап. Рефлексионный – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.
• Оформление папки-передвижки «Традиции народов Крыма» совместно с детьми, родителями.
• Открытое занятие «Культура и быт народов Крыма».
• Изготовление дидактических игр.
Мероприятия с детьми
- НОД «Узоры народов Крыма».
Цель: познакомить с крымско-татарским, украинским и русским орнаментом
- Беседа по картине «Знакомство с народами Крыма».
- Просмотр презентации «Что я знаю о народах Крыма».
Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.
- Организация выставки мини-музея «Крым – наш дом»
Цель: Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту национального быта.
- Чтение русских, украинских, крымско-татарских народных сказок.
- Выставка рисунков детей «Эти прекрасные узоры»
- Чтение «Пословицы и поговорки связанные с народом».
Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить понимать суть пословиц и поговорок.
- Аппликация «Укрась полотенце»
- Игра-хоровод «Капустинские хороводы»
Цель: Познакомить детей с хороводными играми осеннего периода.
- Рисование «Роспись ложки»
- Слушание народных песен.
Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт народа.
- Игра – забава «Бояре».
Цель: Показать детям как отдыхали в старину.
- Просмотр презентации «Национальный костюм»
Цель: Дать детям представление о русском национальном костюме.
- Рисование «Распиши сарафан и рубаху».
Итоговое мероприятие по проекту, открытый просмотр «Культура и быт народов Крыма».
Цель: формировать социальные навыки толерантного поведения, интерес к окружающим людям и их культурным традициям.
Мероприятия с родителями
- Акция «Сделай коллаж о традициях своей семьи» (Дети вместе с родителями делают коллаж и красочно оформляют его.)
Цель: Привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.
- Выпуск для родителей папки-передвижки «Традиции народов Крыма».
- Предложить родителям почитать детям русские, украинские, крымско-татарские народные сказки.
- Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского народа»
Вывод: В конце проекта «Культура и быт народов Крыма» дети выразительно читают стихи, знают национальные танцы, песни, народные игры. Результатом работы с детьми нашего детского сада стало итоговое мероприятие, открытый просмотр «Культура и быт народов Крыма» на котором дети показали практически хорошие знания в освоении фольклорного материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания о культуре и традициях народов Крыма.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов быта, посуды, костюмов и традиций народов Крыма.
Проект способствовал развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к народной культуре Крыма.