Евгения Баринова
Куклотерапия как метод коррекции тревожности и страхов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Куклотерапия, как метод коррекции тревожности и страхов у детей дошкольного возраста».
Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой). Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.
Публикация «Куклотерапия как метод коррекции тревожности и страхов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Наша жизнь, в сущности, кукольное представление. Нужно лишь держать нити в своих руках, не спутывать их, двигать ими по своей воле и самому решать, когда идти, а когда стоять, не позволять дергать за них другим, и тогда ты вознесешься над сценой. Играя с куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна. Поэтому использование метода куклотерапии позволит в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать его психологические проблемы.
Для современного ребенка кукла - прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры. По воле ребенка, с помощью его воображения кукла «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Именно поэтому в большинстве случаев события и свойства персонажей игры вполне обоснованно могут рассматриваться как результат проекции внутренних переживаний ребенка.
Не секрет, что куклы могут многое - и учить, и лечить, но, если только попадают в добрые руки.
Куклотерапия занимает одно из первых мест, среди известных методов предупреждения и преодоления стрессов и страхов. Многие отмечают, что изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает настроение. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.
Куклотерапия использует в качестве основного приема психо-коррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Поэтому куклотерапия позволяет в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать его психологические проблемы.
Цель куклотерапии – помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом, с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.
Куклотерапию психолог использует для разрешения конфликтов, корректирует у дошкольников заикание, нарушение поведения, страхи, тревожность, эмоциональную травму, агрессивность, демонстративность, нервные тики, аутизм и т. д.
В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы - марионетки, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и многие др.
Куклы - марионетки. Работа с куклой - марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким - то причинам не может или не позволяет себе проявлять.
Теневые - куклы. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей "куклой - страхом" все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.
Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.
Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостные куклы. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа "Я".
Перчаточные куклы. Перчаточные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Разыгрывание этюдов с куклами поможет преодолеть многие проблемы в установлении контакта с детьми, работе со страхами, гневом и позволит плавно перейти к играм в отсутствие использования кукол. Небольшие этюды с перчаточными куклами позволяют понять, какие у ребенка комплексы и «зажимы», на что следует обратить внимание.
Помимо проигрывания этюдов детьми, работа включает в себя показ мини-спектаклей о мальчиках и девочках с положительными и отрицательными моделями поведения по определенным ведущим темам (лень, страх, застенчивость, обидчивость, агрессивность, демонстративное и асоциальное поведение и т. д.). Например: в рамках одного из приемов, используемых при работе со страхами и образом врага, дошкольникам предлагается рассмотреть негативного сказочного персонажа (Бабу-Ягу и т. п.) с трех точек зрения, поочередно находя в ней что-то смешное (снижая уровень страха, симпатичное (приближая к себе и адекватно оценивая, а также что-то, что вызывает жалость, сочувствие, сопереживание.
Рассмотрим принципы использования куклотерапии :
1. Внимательность к ребенку. По поведению ребенка, особенностям его восприятия можно определить верность выбранного направления, степень воздействия на ребенка метода.
2. Обратная связь. В ходе работы необходимо устанавливать обратную связь: спрашивать ребенка о происходящем, просить комментировать свои действия, действия своего персонажа.
3. Отсутствие оценочных реплик. Куклотерапия, как и вся арттерапия в целом – есть разновидность детского творчества и оценочные суждения взрослого: «правильно», «неправильно», «верно» и пр. превращают творческий процесс в обучение, что не способствует достижению цели.
4. Активизация действий ребенка. Необходимо мягко «подталкивать» ребенка к самостоятельным действиям, суждениям. Во-первых, это помогает лучше понять действенность метода в процессе, а также способствует творческому раскрытию ребенка.
5. Свобода действий ребенка. Необходимо, чтобы ребенок не чувствовал специальной организованности занятий, их плановости: все должно происходить в свободной форме, подразумевающей творческую активность ребенка. Если же таковой нет и не получается активизировать ее естественным способом, лучше отложить занятия.
6. Игровая форма. В занятии должна превалировать игровая форма: все остальные (беседа, обсуждение и пр.) должны быть вплетены в игру.
Средства куклотерапии :
- эмоциональный образ куклы (задается взрослыми и мягко предлагается ребенку);
- ролевое поведение куклы (мимика, слова, походка, образцы поведения).
Все это помогает ребенку скорректировать отношение и модель своего реагирования на определенные образы, связанные со страхами и агрессорами, в конфликтных ситуациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоцерковец Н. Н. Психопрофилактика как средство предупреждения нарушений в развитии аффектоэмоциональной сферы развития ребенка дошкольного возраста. – М., 1999.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.
3. Геннеберг Н. Девиантное поведение: типы и профилактика. – М., 2005.
4. Заботина О. Ю. Доктор кукла. – М., 2001.
5. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2000.
6. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 1986.
7. Калинина Р. Развитие эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. – М., 2002.
8. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – М., 1997.
9. Кряжева Н. Л. Коррекционная работа с агрессивными детьми. – М., 1997.
10. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.