Говорина Ирина
Консультация «Кубик Блума» — технология развития критического мышления. Что это такое и как его использовать?
▼ Скачать
Бенджамин Блум – американский ученый и психолог, разработавший популярный прием технологии критического мышления, который называется «Кубик Блума».
Что такое критическое мышление? Это мышление самостоятельное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Начинается критическое мышление с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Публикация «Консультация „Кубик Блума“ — технология развития критического мышления, Что это такое и как его использовать?» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Поначалу дети столкнутся с трудностями, когда нужно будет самим придумывать вопросы, поэтому сначала этот прием можно использовать на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть определенные знания. Также при прочтении произведений.
Методика использования Кубика Блума:
1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
• Назови.
• Почему.
• Объясни.
• Предложи.
• Придумай.
• Поделись.
2. Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
3. Педагог или ребенок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Назови. Предполагает воспроизведение полученных знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
Например:
- назовите как называется сказка, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути
- главных героев сказки «Колобок»
- назовите главных героев басни Крылова «Стрекоза и Муравей»
- назовите кто написал сказку «Муха-цокатуха»
- назовите признаки осени
- назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)
- назови, какие бывают звуки?
- назови форму, размер, цвет.
- назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например:
- Почему колобок так поступил? Для чего это ему надо?
- Почему люди осенью надевают куртки, шапки и сапоги?
- Почему Муравей так поступил со Стрекозой
- Почему Муха-цокотуха пригласила к себе в гости всех друзей?
- Почему квадрат не катится?
- Почему дни согласные твердые, другие мягкие? и т. д.
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Например:
- Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать
- Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?
- Объясни поступки гостей, отношение к Мухе-цокотухе?
- Объясни, ты действительно думаешь, что Стрекоза поступила неправильно?
- Объясни что такое квадрат? (это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов) и т. д.
Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например:
Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно
спастись Колобку.
Предложи, как бы ты поступил если бы был на месте Стрекозы или на месте Муравья?
Предложи другой сюжет, концовку, название произведения.
Предложи как из квадрата получить ромб? (перевернуть)
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент
предположения, вымысла.
Например:
Придумай, свою версию концовки сказки.
Придумай прилагательные к каждому из героев: Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик, бабочки, блошки и т. д.
Придумай, что может быть квадратным.
- Придумай слова которые бы начинались с согласного звука.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например:
Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.
Поделись своим отношением к героям сказки.