Ирина Клемешева
Конспект занятия «Кубанская старина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Программные задачи:
- Знакомить с историей переселения, жизни казаков, бытом и культурой Кубанского казачества;
- Ввести в словарь детей слова кубанского происхождения;
- Развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к малой Родине, чувство уважения к нашим предкам.
Предшествующая работа:
- Рассматривание старых фотографий, иллюстраций «Жизнь переселенцев на Кубань»;
Публикация «Конспект занятия „Кубанская старина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
-Посещение краеведческого музея г. Лабинска;
- Знакомство с народно-прикладным искусством Кубани, с кубанскими обычаями и традициями:
- Разучивание кубанских песен, пословиц, поговорок. Подвижных игр;
- Беседы с детьми об истории возникновения Екатеринодара, о старых ремёслах (плетении, ткачестве, о кубанской вышивке;
- Чтение К. Обойщиков «Кубань- земля такая», В. Бардадым «Как пшеница пришла на Кубань», «Стихи о хлебе», «На Кубани вырос я», Г, Зелинская «Казачья мова», В. Нестеренко «Наша Родина – Кубань»
Словарная работа:
- Скарб, регалии, бандура, вол, курень, плетень, божница, саж, амбар, кабица, черкесска, газыри, папаха, бурка, коромысло, рубель, подзор, рушник, глэчик, макитра.
Материал:
- Карта переселения казаков из Преднестровья:
- Карта Карасунский кут:
- Иллюстрации:
- Рубель, коромысло, рушник, макитра, глэчик, тряпичные куклы
- Одежда казака и казачки
Ход
Слава нашей стороне!
Слава кубанской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
В: Ребята, любимый уголок земли, где ты родился и живёшь, называется малой Родиной. Как называется наша малая Родина? (ответы детей).Мы с вами живём в самом замечательном месте нашей России. Как называется наш край?
Д: Наш край называется Краснодарским краем. Это наша малая Родина.
В: А как ещё называют наш край?
Д: Ещё наш край называют Кубань.
В: Как вы думаете, почему наш к
Краснодарский край ещё называют Кубань?
Д: Через весь Краснодарский край протекает большая и широкая река Кубань. Она и даёт название краю.
В: А как же называют жителей городов, сёл, станиц, хуторов Краснодарского края?
Д: Кубанцами.
В: Кубанская земля – казачий край. Но откуда на Кубани появились казаки?
Д: Казаки переселились на Кубань с Украины 225 лет назад. Из сюда переселила царица Екатерина – 2.
В: Да, ребята, когда-то. очень давно, 225 лет назад, Россией правила царица Екатерина-2. Только что закончилась война с Турцией. Россия заключила мир с ней. А для чего переселила царица Екатерина-2 казаков на Кубань?
Д: Помня военные заслуги казаков, царица переселила их для того, чтобы они охраняли южную границу России от врагов
В: Как решили казаки переселяться на Кубань?
Л: Переселяться на Кубань было решено по морю и по суше. Казаки разделились на два отряда. Первый отряд казаков, под командованием Саввы Белого, последовал на Кубань по Чёрному морю. Второй отряд казаков, во главе с атаманом Захарием Чепегой, двинулся на Кубань по суше.
В: Какой отряд первым прибыл на Кубань?
Д: Первым прибыли казаки, плывшие на Кубань по Чёрному морю. Они высадились на берег у Тамани. Сегодня на этом месте стоит памятник казакам-черноморцам.
В: Как уезжали казаки с Украины?
Д: Тяжело было казакам бросать уже насиженные места. Но казаки предпочли всем миром» переселится на Кубань, сохранить свой старинный уклад жизни.
В: Как и на чём добирался второй отряд казаков на Кубань?
Д: Казаки перевозили свой домашний скарб (вещи) на подводах в которых запрягали волов. Но не только домашний скарб везли с собой казаки, но и оружие, походную церковь, казачьи регалии ( символы власти: корона, скипетр).
В: По пути следования казаки пели песни:
Ой, годи ж нам журыться, пора пэрэстать.
Дождалыся вид царыци за службу заплаты.
Дала хлиб-силь и грамоту за вирныя службы.
От тэпэр мы,мыли ьраття, забудэм вси нужды.
В Тпмпни жить, вирно служить, граныцю держать…
(А. Головатый)
В: «Граныцю держать» - это было главной задачей казаков. Что увидели казаки, прибыв на Кубань?
Д: Казаки, увидев кубанские земли, очень обрадовались. Они увидели степи, поросшие густой травой, ковылём, терновником. В реках было много рыбы. В лесах обитали дикие кабаны, зайцы… «У леса жить – голодным не быть»- говорили казаки.
В: Наконец, подошли казаки к высокому берегу реки Кубани, в которую впадала степная речушка Карасун. Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в густом лесу. С трёх сторон он был охвачен водами быстрой Кубани. Это место называлось Карасунский кут. Своенравная река здесь круто изгибалась, делая кут неприступным для врагов с трёх сторон. Что решили построить здесь казаки?
Д: Здесь казаки решили построить главный войсковой город. И назвали они его в честь царицы Екатерины-2 – Екатеринодар. Сейчас это город Краснодар- столица Краснодарского края, нашей Кубани.
Там, где выгнула русло река,
Как подкову,
У глинистой кручи,
Свиток царский был предком раскручен
И прочитан под гул тростника.
Здесь границу держать,
Защищать от врагов
И пшеницу сажать,
И растить казаков…
В. Бардадым:
В: Казаки стали на берегу рек Кубани строить станицы. Что стали строить казаки-переселенцы?
Д: Казаки на берегу рек Кубани стали строить станицы. Обычно строительство шло по плану. В центре станицы- площадь, церковь, школа.
В: А где жили казаки7
Д: Казаки строили себе хаты. Строили их из местного природного материала. : из соломы, камыша, глины. Хату строили «всем обчеством» : силами родственников, соседей, друзей.
В: Как строилась хата?
Д: Сначала делали каркас из прутьев., затем обмалывали его со всех сторон глиной.
В: А чем накрывали крышу?
Д: Крышу накрывали соломой или камышом.
В: А каким был рол?
Д: Пол был глиняный Хату белили извёсткой. Белый цвет считался символом чистоты и здоровья.
В:На чём казачки готовили еду?
Д: В каждой хате была русская печь. Её не только использовали для приготовления на ней пищи. Ею обогревали хаты. На ней спали дети. Старики, желая прогреть свои суставы, тоже нередко забирались на печь.
В: А в чём казачки готовили еду?В чём хранили продукты?
Л: В каждой семье была необходимая глиняная посуда : тесто замешивали в макитре- в большом глиняном кувшине. Молоко хранилось в глэчике. И оно долго в нём не скисало. А кашу готовили в чугуне. Он тяжёлый чугунный, и каша в нём получалась вкусная.
В: А что за «красный угол» был в хате?
Д: Центральным святым местом в жилище казака был «красный угол», где располагалась божница. Он располагался в дальнем углу хаты, с восточной стороны. Это всегда была самая освещённая часть хаты В «красном углу» находилась божница, украшенная сухими целебными травами и белоснежным рушником с вышивкой и кружевом. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол.
В: Что располагалось у казака во дворе?
Д: Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, колодец, летняя печь – кабица, саж для свиней, конюшня, навес для повозок. А оградой служил плетень, который плели из хвороста и камыша.
В: И сейчас мы с вами сплетём такой плетень (проводится подвижная игра «Завивайся, плетень»)
Игра «Завивайся, плетень»
Играющие делятся на две команды- зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии шириной 10- 15 м. – коридор. Игроки- плетень, взявшись за руки. Становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Игроки- плетень говорят слова:
Заяц, заяц не войдёт
В наш зелёный огород.
Плетень, заплетайся,
Зайцы лезут! Спасайся!
На последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце площадки. А тем, кого задержали, говорят: «Иди назад в лес, осину погрызи». И они выбывают из игры. Игроки- плетень поворачиваются к оставшимся зайцам и говорят:
Не войдёте в другой раз.
Нас плетень от зайцев спас.
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев.
В: Кто был главой в казачьей семье?
Д: В казачьих семьях глава семьи – казак? Он работал в поле, добывал пищу для семьи
В: А какое самое главное было дело у казака?
Д: Самым главным делом у казака было- охранять границу от врагов.
В: Посмотрите, какой красивый костюм у казака. Что вы можете рассказать о его костюме?
Д: Казаки носили шаровары (штаны, рубаху, черкеску с двумя рядами газырей для хранения патронов, башлык (тёплую накидку с двумя длинными концами). Зимой казаки сверху надевали бурку. На голове носили шапку. На ногах у казака должны быть сапоги. Кинжал и сабля вешались к поясу казака.
В: Чем занимались казачки.
Д: Казачки занимались дома по хозяйству. С утра ей надо было сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы приготовить еду, напоить скотину, постирать одежду.
Игра «Четвёртый лишний»
В: Вы уже знаете много предметов казаков. Сейчас проверим, как хорошо вы их знаете.
В: А чем казачка гладила бельё?
Л: Бельё гладили вот этим предметом. Назывался он рубель. Он ребристый. На каталку наматывалось полотенце и казачка с силой проводила по нему рубелем несколько раз. (ребёнок показывает). Бельё получалось гладким и пахучим.
В: А как казачки украшали свою одежду?
Д: Очень любили казачки украшать свою одежду вышивкой и кружевами. Помимо одежды вышивали рушники, салфетки. А ещё вязали подзоры (оборка, кружевная кайма, ткали половики.
В: Казаки на Кубани старались сохранить свой уклад жизни. В чём это заключалось?
Д: Казаки не забывали своих традиций: встречали гостей хлебом-солью, участвовали в скачках на праздниках. Но больше всего любили петь. И не только пели на свадьбах или на проводах в армию. А и в поле, за прялкой, у люльки малыша.
(Дети берут в руки тряпичные куклы- закрутки и поют им колыбельную песню)
Ни-чь сизокрылая за викном,
Спы, моё сэрдэнько, мырным сном.
Мглою покрывся наш дивный сад,
Травы, цветы и дэрэвья спят
Ничь – сизокрылая над силом,
Спы, моё сэрдэнько, крепким сном.
В: А кто был лучшим другом казака?
Д: Невозможно было представить жизнь казака без коня. Конь для него был лучшим другом. Дружба казака с лошадью была нерасторжима. Если в бою казак был ранен, то конь всегда останавливался, подходил к нему и опускался рядом, чтобы раненый мог взобраться на него хотя бы поперёк седла. Так верный друг выносил казака из боя, спасал от гибели.
В: Вспомним поговорки о казаке и его верном друге.
Д: Конь казаку – лучший друг
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь- отец родной и товарищ дорогой.
Дети слушают песню казаков о верном товарище – коне «Ой, при лужку» с. 47 В. А. Маркова «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине»
В: Ребята, что было самым интересным для вас сегодня? Что запомнилось?
Главное, ребята, чтобы вы уважали своих предков и стремились дальше интересоваться прошлым наших предков