Надежда Анатольевна Дементьева
Познавательное занятие для детей с ОВЗ «Кто такая рыбка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
Задачи:
Образовательная: Учить выделять характерные признаки рыб; Развивающая: Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.
Воспитывать интерес к разнообразию подводного мира.
Предварительная работа:
1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.
2. Наблюдения за аквариумными рыбками.
Публикация «Познавательное занятие для детей с ОВЗ „Кто такая рыбка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
4. Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
5. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».
Ход занятия:
Педагог. Ребята, отгадайте загадку.
В воде они живут. Нет клюва, а клюют (рыбы)
Отгадайте еще одну загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»
Правильно, ребята, это рыбы. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с еще одним видом живых существ на земле- это рыбы.
Показ презентации «Кто такие рыбы»
Тело рыбы состоит из головы, туловища, жаберных крышек, хвостика и плавничков. (показ)
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.
Есть у рыб плавательный пузырь, ни у кого другого его нет! – который помогает рыбам нырять, всплывать.
Рыбы живут в воде, дышат жабрами, плавают с помощью плавников, покрыты чешуей.
Тело почти всех рыб покрыто чешуёй. Она растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.
(Воспитатель спрашивает, любят ли дети чудеса, рассказывает, что сегодня в
гости к нам заплыла самая настоящая золотая рыбка, очень красивая, но она
молчаливая.) (картинка)
Моя рыбка все время молчит,
Не кричит, не рычит, не ворчит,
Не пойму, почему? Вот беда!
Может, в рот ей попала вода?
Воспитатель спрашивает детей : - а рыбка умеет кричать? Рычать? А
ворчать может? Что умеет делать рыбка? (ответы, если есть)
Артикуляционная гимнастика: «Рыбка».
Развивает подвижность артикуляционной моторики у детей.
Детям предлагается изобразить, что умеют делать рыбки : улыбаться,
вытягивать губы трубочкой, улыбаться, снова вытягивать губы трубочкой,
открывать и закрывать рот, показывать зубы.
Пальчиковая гимнастика под музыку:
«Какая у кого песенка?» О. Вацетис, Т. Боровик
Стимуляция речевого и умственного развития детей.
У часов какая песня?
У часов такая песня –
Тик. Тик. Тик. Тик. (ладошки вместе, качаются из стороны в сторону)
Тик. Тик. Так. 2 раза
У коровы какая песня?
У коровы такая песня!
Му. Му. Му. Му. (средний и безымянный палец согнуты, указательный и мизинец выставить вперед- рога, поворачивать кисть)
Му. Му. Му. 2 раза
А у ежика какая песня?
А у ежика такая песня!
Пых. Пых. Пых. Пых. (ладошки сцепить вместе, на каждый пых поднимать пальцы вверх)
Пых. Пых. Пых. 2 раза
А у птички какая песня?
А у птички такая песня –
Чик-чирик-чирик-чирик! (из пальчиков сделать клювик и его открывать)
Чик-чирик-чирик-чирик!2 раза
А у кисоньки какая песня?
А у кисоньки такая песня!
Мяу. Мяу. Мяу. Мяу. (гладим себя по головке)
Мяу. Мяу. Мяу. Мяу.
А у рыбки какая песня?
А у рыбки такая песня! (зажать рукой рот)
Воспитатель: - наша рыбка не умеет говорить, но она очень хорошо умеет
нырять и плавать. Превратим наши ручки в рыбок и покажем, как же они
живут и плавают в реке.
Рыба живет в воде. На суше жить не может. Есть про рыбу такая загадка :
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
- «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).
- Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). - Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).
- Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя).
-Рыба живет в воде. Где еще может жить рыба? (в аквариуме, в море, в озере, др.)
- Дети, как вы думаете, чем рыбы питаются?
- А вы знаете, что рыбы бывают хищные и травоядные.
- Каких хищных рыб вы знаете? (воспитатель помогает, сам называет, показывает картинки)
В воде живет много самых разных рыб.
Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. (по возможности показ картинок или фото) Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.
Физкультминутка
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Итог:
- О ком мы сегодня говорили?
- Что нового мы узнали о рыбах? (воспитатель помогает, повторяет вместе с детьми, заключает, что рыбы – это животные)
Занятие на 2-ую неделю
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие.
А на чем мы с вами поплывем?
Ответы детей : пароход, корабль, лодка.
- Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.
- Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Поехали! Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).
- И вот мы с вами оказываемся на водоеме
- Ребята, как вы думаете, что это за водоем?
Ответы детей : река, пруд, озеро.
- Действительно ребята, мы оказались на водоеме (река или озеро). (картинка) Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!
- Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.
- Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.
(кто не может говорить – показывает картинки)
Ответы детей : насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др., лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.
- Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.
Ответы детей : улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.
Игра называется «Что мы знаем о рыбах». (воспитатель помогает детям отвечать)
- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)
- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)
- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)
- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)
- Скажите названия рыб, которых вы знаете?
- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)
- Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)
- Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)
- Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят, варят суп)
- Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)
- А сейчас немножко давайте отдохнем.
Физкультминутка «Рыбка в озере жила».
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла, (рукой волна)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала. (рука на ребро – вилять ладонью, как хвостом)
Возле берега червяк,
Извивается вот так, (пальчик гнется)
Рыбка подплывает,
Червяка хватает. (разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть)
Дернул леску рыбачек,
Да сорвался червячок, (руки вверх)
Рыбка не попалась,
С червяком осталась. (хлопаем в ладоши)
ЗАГАДКИ (показ отгадок на картинках)
1. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)
- Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
2На дне лежит один плоский блин. (Камбала)
- Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.
3. Драчун и забияка, живет в воде,
Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)
- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.
4. Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)
Щука – одна из крупных речных рыб.
5. Живу глубоко. Плыву легко,
Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)
- Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.
6. Я всеми и всегда узнаюсь без труда.
Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)
- Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.
- Наконец, ребята, последнее задание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи и назовем ее части тела.
1-ая картинка – у рыбы есть тело
2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.
3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.
4-ая картинка – у рыб есть жабры.
5-ая картинка - рыбы дышат кислородом
Т р у д о в ы е д е й с т в и я.
Воспитатель показывает детям корм. Дети рассматривают, беседуют. Воспитатель предлагает детям покормить рыбку (бросает корм в аквариум) Дети наблюдают, как она захватывает его ртом. Обсуждают увиденное.
Итог занятия :
- Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)
- Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)
- Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)
Дополнительный материал.
Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.
Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).
Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.
- Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.
Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?
(Высказывания детей.) - Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.
Рассматривание модели «Рыба»
Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.
Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?
Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».
Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.
Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.
Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.
Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!
Ответы детей.
Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?
Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.