Семковская Вера
Консультация «Кризис 3-х лет у ребёнка: что важно знать родителям об этом периоде?»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис 3-х лет у ребёнка – это важнейший этап в его психическом развитии. Дети к трём годам:
• проявляют интерес к своему отражению в зеркале;
• начинают обращать внимание на свой внешний вид, стремятся нравиться другим;
• остро реагируют на неудачу и поражение;
• любознательны, стремятся к познанию окружающего мира;
• проявляют интерес к рисованию и конструированию;
• эмоциональны и импульсивны;
• начинают настаивать на своём, часто проявляют упрямство;
• стремятся довести любое дело до конца и продемонстрировать результат взрослым.
Публикация «Консультация „Кризис 3-х лет у ребёнка: что важно знать родителям об этом периоде?“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.
Признаки:
• Негативизм — «Делаю назло!» (дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено)
• Строптивость — «Не хочу подчиняться!» (постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый)
• Упрямство — «Я так решил!» (то такая реакция ребенка, когда он настаивает на чём-либо не потому что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал, он так захотел, т. е. это реакция не на предложение, а на свое собственное решение)
• Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!» (вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы)
• Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!» (обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения)
• Своеволие — «Я могу сам!» (ребёнок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность)
Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей.
Самое важное, что должен приобрести каждый ребёнок на этом этапе развития:
• уверенность «Я могу!», хорошую самооценку
• новые способы познания окружающего мира
• позитивные модели поведения
Кризис 3-х лет – это бунт против авторитарного воспитания, это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте.
Самостоятельность и активность ребёнка возрастают, изменяется отношение ребёнка к собственному «я», и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка.
Что могут сделать родители :
• не придавайте большого значения упрямству и капризности; примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка
• во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете
• не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно; ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее взбудоражат
• будьте в поведении с ребёнком настойчивы; если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении
• истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребёнку только этого и нужно
• постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка :«А что это там за окном ворона делает? Подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится»
ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ!