ТАТЬЯНА ПЕТРУШЕНКО
«Крик Души!» Духовно-душевно-нравственная личность — это Ваш ребенок!
▼ Скачать +Заказ
Духовно-душевно-нравственная личность — это Ваш ребенок
«Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке».
Булат Окуджава
Низкий уровень духовно- нравственного воспитания заставляет задуматься, не потерян ли смысл высокого звания МАТЕРИ.
Неразрывная связь матери и ребенка с момента рождения, приятная суета и забота, материнская опека – этап за этапом плюс занятость современной женщины-матери в наш стремительный век. Все это играет не только положительную роль в воспитании детей, но и отрицательную роль в непроизвольном воспитании у будущего поколения чаще потребительского отношения к родителям и прежде всего к матери. В результате вырастает эгоистичный ребенок, в последствие эгоист подросток… Чаще ребенок ждет от матери ни сколько ласки, а внимания, выраженного в материальном воплощении. Проще говоря: - «А, что ты мне купила?», «Я хочу…»; «Если купишь, то пойду», «Одень сама» и тому подобное. Каждый день каждый педагог-воспитатель в той или иной форме слышит подобные фразы.
Публикация «„Крик Души!“ Духовно-душевно-нравственная личность — это Ваш ребенок!» размещена в разделах
Да, мы матери в большинстве своем для наших детей всего лишь домработницы и миллионерши. К сожалению такая ситуация знакома почти каждой семье. Женщины-матери взвалили на себя ношу, которая вроде бы и нам по силам, но становясь старше и переходя в следующую группу взросления, возможно, мы будем «пожинать горькие плоды» нашей же деятельности. Знакомая позиция современной женщины-матери: «Я лучше сделаю сама» и про себя думаю: я сделаю быстрее, без конфликта и выслушивания капризов моего дитя. И тут же мы ставим крест на приучении ребенка к самостоятельности, к труду, к активной позиции. Нам некогда разбираться в причинах капризов нашего чада, его настроении. Мы несемся в магазин и покупаем либо что-нибудь сладкое, либо игрушку. Но высший пилотаж, когда мамы приходя за ребенком в садик, уже имеют весь этот арсенал заменителей общения! И вся наша совместная воспитательно-просветительская работа с родителями забыта.
Высокие информационные-детские компьютерные игры в своем многообразии заменили человеческое общение. Не спорю, много достойных обучающих игр развивающих логическое мышление, пространственное воображение, креативность. Но всегда ли мы можем проконтролировать игры, в которые играют наши дети? Конечно, нет, а зачастую и наоборот сами подталкиваем наших детей к компьютеру. Вспомните, когда вы готовите на кухне, а ребенок «Крутиться» все время у вас под ногами. Ему ведь очень интересно то, что вы делаете, а вы? Но Вы, место того, чтобы привлечь ребенка к совместной деятельности отсылаете его поиграть. Ведь, с ним готовить долго, а вдруг еще обожжется, порежется, что-нибудь разобьет, да и посуду, после его мытья надо будет перемывать, ох! Все сами, сами, сами! И тут же упускаете возможность способствовать развитию активности, вырабатывать самостоятельность и трудовые навыки у собственного ребенка. А ребенку очень интересно! А мама сейчас не поддерживает его любознательности. А потом уже будет поздно.
Мы все время торопимся – это наш стиль жизни. Я не утверждаю, что все семьи подвержены этому хаосу, но многие. Невольно наблюдая за общением родителей между собой и детей с родителями, можно сделать вывод, что причина кроется в основном в среднем уровне достатка семьи и ниже среднего уровня вследствие максимальной занятости на работе, но нельзя сбрасывать со счетов и некоторые семьи с достаточным уровнем бюджета и неполные семьи. Что же делать? Как помочь? Здесь опять включается в проблему воспитатель-педагог, максимально используя весь опыт и знания в решение проблемы совместной деятельности детей и родителей.
Давайте порассуждаем. Что наши дети знают о нас,матерях? Вот ответы моих пятилетних воспитанников: - «Я знаю, что моя мама водит машину, мама работает в бухгалтерии,мама работает там, где делают шторы, записывает людей на работу, которые хотят». А, что же дети хотят узнать: - «Как мама готовит?», «Как мама гладит?», «Как убирается?»,«Как вырастает мама?», «Как красиво одевается?», «Как мама плавает?». Мы видим, что сами дети готовы к совместной деятельности с мамой, они интересуются и бытовыми проблемами и профессиональной деятельностью мамы и мамиными увлечениями, эстетической составляющей. А главное,какая была мама в детстве. Вы что-нибудь рассказывали своим детям о себе маленькой, о своих увлечениях и секретах, показывали свои детские фотографии, сравнивали свои и фотографии своих детей в том же возрасте? Скорее всего, мы не можем с вами этим похвастаться. На это у нас нет времени. А ведь возвращение к истокам нашей с вами жизни очень и очень важный фактор. Наша детская память поможет нам же при взаимодействии с собственными детьми. Каждый из нас помнит, как ритуал купания младенца, улыбки, ласковые слова в его адрес, первый шаг,слово, тесное общение в прямом смысле слова превращались в праздник для всей семьи. Все эти эмоции впитываются в подсознание малыша и, скорее всего со своими детьми он будет поступать именно так.
Подрастая, мы наблюдаем за устоявшимися традициями нашей семьи. Празднование Рождества, Нового года, дня рождения, профессиональных праздников, знаковых праздников нашей Страны всегда сплачивали семейные узы. Катание с папой и мамой на лыжах, санках и коньках, доброжелательная атмосфера окружающих, все это закладывало основы для формирования духовных (душевных) ценностей подрастающего поколения. Семейные ритуалы и традиции, крупинка за крупинкой, закладывали фундамент нравственных и духовных (душевных) ценностей формирующейся детской личности.
Сейчас мы, к сожалению, наблюдаем картинку несколько другого формата. Молодая мама, проведя целый день на работе, а затем, вечер с ребенком, уже «валясь» с ног и проклиная всех и вся, умоляюще смотрит на отца семейства с немым вопросом: - «Может, поможешь?». В лучшем случае мы услышим: - «Сейчас, подожди, я работаю за компьютером». Хорошо, если так, а не «режется» в он-лайне в игру с себе подобными партнерами. Повторяю, я не обо всех, но чаще о большинстве. И это результат «исчезания» семейных традиций из нашей жизни. А наши дети видят, как взаимодействуют родители между собой, как папа проявляет заботу о маме или не проявляет. В результате у ребенка формируется модель поведения, которую он будет воплощать в жизнь по образу и подобию. Да, мы забыли, когда отмечали праздники всей семьей, ходили в театр и обсуждали спектакль, читали книги и обсуждали их со своими же родителями. Результат процесса взаимоотношений нас, взрослых, со своими родителями это – наглядный пример модели поведения с нами наших же детей. Как мы выстраиваем свои отношения с родителями, так и дети будут выстраивать их по отношению к нам и впоследствии к своим детям.
Книги, книги - вечный источник знаний, лучший подарок и лучший учитель на все времена. Прочитав рассказ или сказку ребенку можно обсудить поступки героев в кругу семьи. И, если мы сделаем правильный выбор литературного произведения, то мы сможем не только заинтересовать нашего ребенка сюжетом, но и раскрыть суть взаимоотношения героев. Показать, как они относятся друг к другу, как помогают, как утешают, как заступаются друг за друга. Тем самым книга поможет нам в нашем стремлении вырастить из нашего ребенка нравственно-духовную личность.
Наши дети подросли. Город – Наш город! – вот спасение и жизненная сила. Музей под открытым небом, богатая история, архитектура, традиции. Весь город пропитан духом великих зодчих Росси, Растрелли, Стасова, Воронихина, Монферана, Кваренги. Великолепные архитектурные ансамбли, сказочные грифоны, величественные памятники, легенды и сказки. «А по Невскому слонов водили на водопой!», помните! Совершая прогулки по величественному городу, вы, воспитаете в своем ребенке гордость того, что он является жителем Петербурга – юным петербуржцем. Раскрывая тайны истории города, вы сможете вдохнуть в него чувство гражданственности, которое приведет к пониманию и развитию у ребенка понимания смысла гражданских традиций, формированию ценностей гражданского значения – нравственно-патриотических и культурных. Не упустите прекрасные мгновения лишний раз прогуляться по улицам и набережным, окунуться в великую историю родного города. Конечно, в старшем дошкольном возрасте не все дети смогут понять, что значит Блокада Ленинграда, им сложно объяснить в век высоких технологий, что может не быть питьевой воды и еды, тепла и электричества. Но это понимание впереди, а наша общая задача воспитателей, родителей, родственников и близких людей помочь ребенку на начальном этапе понять, принять и уважать семейные традиции. Показать своим личным примером, объяснять и воспитывать при помощи чтения художественной литературы гуманное отношение к матери. К маминому труду, труду не только на работе, а главном – домашнем труду, семейном, где мама и врач, и повар, и швея и учитель. Этот перечень можно продолжать бесконечно.
Но, дорогие родители помните, поймите, что мы, педагоги, не сможем воспитать нравственно-духовную (душевную) личность без совместных усилий. Вашим детям, просто жизненно необходимо ваше личное участие в их взрослении, утверждении самих себя. И только тогда мы сможем возродить в умах нашего молодого поколения духовность, нравственность, патриотизм.
Конечно, это крик души появился не вдруг, не сразу. Конечно, и я неидеальная мать. Но мы, педагоги, знаем некоторые секреты и, конечно еще раз поделимся своим опытом с Вами, наши дорогие мамочки.
Приходя в садик или в начальную школу за ребенком, спросите у него, что он узнал нового и интересного. Ведь каждый день он открывает для себя что-то важное, даже может быть незаметное для самого себя.
Старайтесь быть партнером с ребенком во всех проявлениях игровой, познавательной и трудовой совместной деятельности, когда вы дома. Привлекайте к уборке, готовке, стирке, раскладыванию продуктов в холодильник, мытью посуды и т. п. Тем самым вы способствуете развитию таких качеств личности ребенка, как любознательность, активность, самостоятельность в трудовых навыках.
Определите для себя, каким традициям в вашей семье вы будете придерживаться. Чаще навещайте ваших родителей вместе с ребенком, а не отдавайте им ребенка на все выходные. Пусть ребенок видит ваше взаимодействие с родителями. Он запомнит и смоделирует у себя в подсознании модель взаимодействия и уважения.
Ребенок нуждается, прежде всего, в вас. Расскажите ему о себе маленькой. Покажите фотографии, найдите общие черты. Ребенок поймет, что вы тоже были маленькой, с косичками, прыгали и бегали, и ему легче будет воспринимать вас как не только маму, но и маму – друга и партнера.
Отправляйтесь вместе на прогулку по городу покажите ребенку исторический центр, расскажите ему легенды Петербурга, а когда подрастет – расскажите о Блокаде и о героических защитниках Ленинграда. Таким образом, вы будете способствовать развитию у ребенка чувства нравственной духовности и патриотизма.
Обязательно читайте ребенку книжки, обсуждайте вместе поступки героев. Книга – главный наш помощник в воспитании нравственности у наших детей.
Удачи, Вам. С любовью к детям и с уважением к их родителям, воспитатель Т. Петрушенко.