Zamira bakowa
Край мой Смоленский
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Край мой Смоленский»
Цель: дать детям представление о городе как о поселении, помочь представить, как выглядел Смоленск в старину, чем занимались его, жители, познакомить с историей строительства крепостной стены, рассказать о событиях, связанных с ними. Развивать речь детей, воображение, познавательные интересы. Воспитывать уважительное отношение к памятным местам города, желание делать его красивее.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации города
Смоленска, башни.
Ход занятия
Мой город-стих.
Больше тысячи лет на холмах ты стоишь,
Публикация «Край мой Смоленский» размещена в разделах
И покой всей Руси охраняешь,
На свершенья, на труд, на межзвездный полет
Ты своих сыновей вдохновляешь.
Сколько помнит твоя крепостная стена?
Много горя смоляне терпели.
Но как феникс из пепла мой город вставал,
Вновь лились соловьиные трели.
Я хочу, чтоб мой город и впредь процветал,
Становился богаче и краше,
И, как страж неусыпно всегда охранял
Мир и счастье в Отечестве нашем
Арсений Ковалей
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать о том, как появился на Земле наш город Смоленск. Но прежде чем говорить об истории города, давайте вспомним, что мы знаем о нем.
Поиграем в «Угадай-ка». Кто больше наберет фишек — тот победит.
Как называется наш город?
Как называют людей, живущих в Смоленске?
На какой реке стоит город?
Воспитатель: Когда люди не умели строить из камней и кирпичей, они делали вокруг города высокий земляной вал и на нем строили из очень толстых бревен высокий деревянный забор, который назывался крепостью, потому что был очень крепким, прочным. Вдоль этой деревянной стены на некотором расстоянии друг от друга стояли высокие деревянные башни.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, зачем нужны были эти башни?
Ответы детей.
Правильно, на них находились стражники. Они смотрели во все стороны, не виден ли враг. Если видели врага, поднимали тревогу. Внизу, под стеной, был глубокий ров с водой. Так что попасть врагу в город было очень нелегко. Стены высокие, ворота крепкие. Открывались они только перед мирными жителями и добрыми гостями.
Воспитатель: (показывает детям альбом "Смоленск") обращает их внимание на деревянную крепость, которая огибала город, со всех сторон защищая его. Рассматривая картинку, дети с воспитателем обсуждают вопросы: что внутри крепости?
из чего построены дома?
кто жил в. высоких красивых теремах? а в низеньких хатках?
Воспитатель: Но всё вместе - и терема и маленькие домишки-назывались городом.
Воспитатель: Однажды, в очень-очень давние времена, плыла по реке Днепр расписная ладья, а в ней находились новгородские князья Аскольд и Дир со своими воинами-дружинниками. И увидели они, что на берегу реки, на холмах, расположился город. Был он "велик и мног людьми". Об этом узнали мы из древней книги -летописи.
(Воспитатель предлагает детям представить, каким увидели новгородцы наш город в те давние времена.)
-Был ли Смоленск защищен от врага?
Какие защитные сооружения были вокруг города?
-Что располагалось внутри крепостной стены?
-Были ли в этом старинном городе улицы, по которым можно было бы пройти пешему человеку или проехать с повозкой на лошади?
Затем воспитатель продолжает рассказ:
-Улица, на которой мы с вами стоим, самая древняя. Шла она вдоль крепостной стены. А чтобы по ней можно было ходить и ездить, не утопая в грязи, улицу мостили досками или камнями, и называлась такая улица мостовой.
А вот здесь были Днепровские ворота и переправа через реку. Улица была оживленная. На ней было много людей и лошадей. Здесь шла бойкая торговля. И встретить можно было и простого человека, и стражника, и боярина, и купцов местных и иноземных. Много заезжих купцов приплывало и приезжало в Смоленск за мехами, медом, воском, пенькой, смолой. Вокруг города было много лесов, где трудолюбивый человек все это мог добыть. Но не только для того, чтобы вести торговлю, приезжали в Смоленск люди. Вот представите себе, плыла по реке лодка и прохудилась, стала течь.
Где починить ее, где взять смолу?
Прямо на берегу Днепра рабочие люди и варили смолу, тут же и лодки смолили.
Поэтому и город наш назвали Смоленском.
Да и выглядел он в те времена, особенно зимой, черным, как смола. Построен он был из дерева, которое от ветров и дождей темнеет. К тому же зимой из окон и дверей домов валил дым, как при пожаре, потому что люди тогда не умели класть печки с трубой, вот дым и выходил не через трубу, а из окон и дверей. Поэтому все внутри дома и снаружи было черным, прокопченным. Только и выделялись на холмах своею красотой Мономахов собор да княжеский и боярские терема.
Какое слово, и какое дело дало название нашему городу?
Воспитатель: 400 лет тому назад жил на русской земле Федор Конь, который прославился тем, что был непревзойденным строителем крепостей.
Смоленск в те времена был огорожен деревянной стеной и земляным валом. Неприятельские пушки разбили эти защитные сооружения Смоленска, а то, что от них осталось, не могло защитить город. Поэтому приказу царя в Смоленск послали знаменитого строителя городских укреплений Федора Коня. Он должен был построить вокруг города стену, превратить Смоленск в неприступную крепость.
Воспитатель: предлагает рассмотреть, какую же стену выстроил вокруг
нашего города под руководством Федора Коня.
(Обращает внимание ребят на ее высоту, толщину по стене можно было ехать в карете, запряженной тройкой лошадей).
Воспитатель: Зачем нужны были такая высота и толщина стены?
Воспитатель показывает детям окошки —бойницы, обсуждает с детьми их назначение, рассматривают зубцы на стене, рассуждают об их назначении. Затем воспитатель обращает внимание детей на башни и спрашивает, для чего они были нужны. Выслушав возможные предположения, вниманию детей предоставляется рассказ:
-Башни построены так, что они "выступают" вперед. Из одной башни можно было видеть все, что делается перед крепостной стеной до следующей башни и вести огонь вдоль стены.
Башен было 38. Каждая имела свое назначение и свое название
Вот с этой башни (показывает Бублейку) при приближении врага подавали шумовые сигналы - били в бубен. Отсюда и название башни Бублейка.
с этой сторожевой башни (показывает Маховую) сигналили, махая какими—либо предметами, а ночью огнями. И название башня получила Маховая.
Из башни Водяной шел специально прорытый ров к Днепру, чтобы ходить за водой.
В башне Пороховой хранился порох.
Авот это Громовая башня. Посмотрите, как далеко от стены она выдвинулась навстречу врагу и как бы грозит ему. С этой башни стена далеко видна и неприятеля хорошо держать, под огнем, не давать подойти к стене.
- А как же люди попадали в город, если вокруг стена и башни?
Ведь жители города где-то должны были проходить?
Поощряя попытки детей ответить на вопрос, воспитатель рассказывает о том, что в 9 башнях были устроены ворота, что сегодня уцелели только Никольские ворота, есть Днепровские ворота, но через них нет хода. Знакомясь с Копытенскими воротами и Копытенской башней, дети узнают, что свое название башня получила от слова "копыто".
Через эти ворота проезжали на лошадях и прогоняли скот. Детям предлагается подумать, легко ли было строить такую огромную стену с башнями вокруг города?
Как доставляли камни и кирпичи к месту строительства? Чем поднимали их на стену, чем копали рвы?
Ведь тогда не было такой техники: самосвалов, бульдозеров, экскаваторов, подъемных кранов.
Воспитатель помогает понять ребятам, что строительство стены было очень трудным делом. Но люди понимали, что крепость, защитит город от врагов и старались изо всех сил.
Нарядной делает ее сочетание двух цветов: красного кирпича и белого. За ее красоту стену стали называть ожерельем. А ее главному строителю Федору Коню поставили памятник. Чтобы всегда смоляне его помнили.
Воспитатель: О каком городе, мы с вами говорили?
Как звали строителя крепостной стены?
Какие башни вы знаете?
Воспитатель: А сейчас выйдите те, у кого больше фишек.
МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок» ФЦКМ-Занятие.
Воспитатель:Байкова З. Х. 2011г.