Наталья Анатольевна Шахурова
«Ковроткачество — тёплое искусство даргинцев»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ковроткачество – тёплое искусство даргинцев»
Цель: познакомить детей со старинным народным искусством Дагестана, ручным ковроткачеством.
Обучающие задачи: познакомить с инструментами необходимые для ковроделия, познакомить с элементами узоров.
развивать познавательную активность детей, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать, фантазию.
Публикация «„Ковроткачество — тёплое искусство даргинцев“» размещена в разделах
Воспитательные задачи: воспитывать у детей уважение к работе народных мастеров, воспитывать любознательность.
Краски у основания ковра будто огонь, а строгие формы арабесок уравновешивают буйство цвета. Плавное движение фигур в середине замирает по краям ковра, где в абстрактных орнаментах чувствуются и жизнь, и смерть, и любовь мастера к своему делу, и его огромное терпение. И неважно, что перед нами: музейный экспонат или ковёр, сотканный вчера, – в каждом из них чувствуются жизнь, история народа и удивительная теплота. Да, столько теплоты нет, пожалуй, ни в одном другом виде искусства.
Ковроткачество – искусство, достигшее огромного развития и успеха у мусульманских народов.
Только вспомните «персидский ковёр», «восточный орнамент» – и сразу будто почувствуете горячей воздух пустыни, пряный аромат духов, услышите голос, распевно читающий Коран.
Коврик для намаза – то, что сопровождает мусульманина на протяжении всей жизни. Пять раз в день расстилается перед собой намазлык и, стараясь отрешиться от всего мирского, совершаеся богослужение.
Искусство ткачей было в почёте.
В Средневековой Европе полы покрывали плетёными половиками, которые пачкались и изнашивались очень быстро.
Самыми распространёнными видами ковров являются два:
первый – орнаментальный, где главное украшение – его узоры и орнаменты, цветы и растения, геометрические фигуры;
второй же вид (менее распространённый) – изобразительный.
Такие ковры украшались сценами битвы, охоты, природными пейзажами. Это направление ковроткачества было распространено в местности, где активно развивалось искусство миниатюр.
В основу классического дагестанского ковроделия положены традиции восточных умельцев.
На протяжении нескольких веков центром торговли на Кавказе был город Дербент, который лежал на маршруте Великого шёлкового пути.
Это тоже послужило толчком к развитию ковроделия.
Говоря о дагестанских коврах, в первую очередь все вспоминают изделия табасаранских мастеров.
Притом, что все народы Дагестана были заняты ковроткачеством.
Даргинцы из селения Леваши ткали шерстяные паласы.
А знаете ли вы, как в былые времена в Дагестане проверяли качество изделия?
.
Сначала по только что вытканному ковру пропускали табун лошадей; после этого оставляли изделие под палящими лучами солнца. В конце ковры опускали в воду и оставляли там на некоторое время.
Если после такого экзамена ковёр не терял своих свойств, то считалось, что мастеру можно доверять.
Вот такое удивительное мусульманское искусство – ковроткачество.
В нём сочетается всё: нежность, тонкость вместе с удивительной крепостью, яркость форм вместе с лаконичностью. И в каждом сотканном вручную ковре живёт терпение и тепло рук мастера, которые его сотворили.