Анастасия Любимова
Детский исследовательский проект «Космическое приключение: в поисках невесомости»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбора темы и значимость исследования.
«Познание космоса -это одно из самых удивительных и прекрасных приключений, которое может испытать человек»
Карл Саган
Введение
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды, невесомость – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.
Публикация «Детский исследовательский проект „Космическое приключение: в поисках невесомости“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Космос. Все о космосе для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность
Тема проекта "Космическое приключение : В поисках невесомости" была выбрана для детского исследовательского проекта, так как она является актуальной и интересной для детей, вызывает у них интерес к космосу и научным явлениям. Изучение невесомости способствует развитию у детей научного мышления, навыков наблюдения и анализа, коммуникативных способностей, стимулирует интерес к научным исследованиям, а так же вызывает у участника проекта желание узнать больше о законах физики, астрономии и космических исследованиях. Изучение явления невесомости позволяет участнику проекта понять, как работают космические корабли и станции в условиях отсутствия гравитации, а также познакомиться с возможностями, которые предоставляет невесомость для будущих космических миссий.
Цели и задачи:
Цель: выяснить, что такое невесомость, провести в домашних условиях опыты с невесомостью.
Задачи:
1. Изучить информацию о невесомости, ее свойствах и особенностях.
2. Провести эксперименты, демонстрирующие явление невесомости.
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о явлении невесомости.
Проблема исследования
Я знаю, что проблема данного исследования заключается в том, что явление невесомости сложно воспроизвести в домашних условиях. Но я уверен, что с помощью экспериментов мы сможем решить эту проблему.
Объектом моего исследования стала состояние невесомости.
Предметом исследования :
Невесомость, созданная в домашних условиях.
Гипотеза:
Можно ли невесомость, открытую в космосе, наблюдать на Земле.
Методы исследования :
Беседа со взрослыми, изучение научно-познавательной литературы и интернет - ресурсов, просмотр фильмов, наблюдения, проведение опытов, описание.
Ход исследования:
1. Выбор темы проекта.
2. Изучение информации о космосе и невесомости.
3. Проведение экспериментов для изучения свойств невесомости.
4. Анализ результатов проекта.
Недавно я задумался над таким вопросом: можно ли невесомость, открытую в космосе, наблюдать на Земле?
С глубокой древности люди мечтали летать как птицы. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Покорив небо, человек устремился в космос. И вот космический корабль вышел на орбиту.
На него продолжает действовать сила притяжения,
но он не падает на Землю. Почему? Я стал думать, где же мне узнать про всё это? Можно спросить у взрослых, посмотреть фильмы про космос. Наконец есть интернет, где можно узнать про всё и всех. Я попросил маму и папу купить мне энциклопедию про космос. До чего же интересно рассматривать картинки с изображением космоса, читать про неизвестные планеты, рассказы космонавтов. Потом я пошел в детский садик и стала общаться с ребятами. Я задавал ребятам разные вопросы, но они не смогли на них ответить. Тогда Анастасия Сергеевна и Юлия Федоровна предложили мне провести эксперимент.
Эксперимент №1 «Вращающееся ведро»
Сила тяжести влечет воду к Земле, но от вращения вода прижимается ко дну ведерка. Подобное явление происходит и с космическим кораблем. Вес притягивает его к Земле, а при вращении действует сила, направленная от Земли. Эта сила уравновешивает силу притяжения. Вот почему этот эффект, называемый “центробежной силой”, часто называют искусственной гравитацией.
Лётчики-космонавты и все предметы на космическом корабле во время его полёта находятся в особом состоянии, называемом состоянием невесомости.
Невесомость это состояние при котором человек не чувствует вес собственного тела и вес окружающих его предметов. Я узнал, что невесомость в космосе возникает не из-за силы притяжения Земли, а из-за того, что космический корабль, двигаясь по орбите, как будто постоянно летит вниз. Состояние невесомости можно ощутить и на Земле.
Невесомость - это такое состояние, при котором тело не оказывает давление на опору.
Все мы на Земле чувствуем силу тяжести – силу притяжения Земли. Каждый предмет на Земле имеет вес.
«Вес» предмета – это то, как мы ощущаем давление этого предмета на опору, которая не дает предмету падать под действием силы тяжести к центру Земли.
Итак, проведем эксперимент №2
Положил на руку мешочек с песком. Он кажется тяжелым, «у него большой вес». Вес – это то давление, которое чувствует моя рука, преграждая мешочку путь к Земле. Я убираю руку – мешочек падает на пол. Пока он будет падать, веса у него не будет, ведь он не давит ни на какую опору. А когда мешочек упадёт на пол, он опять станет весить. Потому что опорой, преграждающей путь к Земле, будет служить пол.
Невесомость - явление, которое нелегко почувствовать на Земле. Мы испытываем ее каждый раз, просто подпрыгнув - в момент, когда летим вниз. Мы испытываем невесомость на борту корабля, качаясь на волнах. Мы испытываем невесомость, качаясь на качелях - в тот момент, когда они на секунду застыли перед тем как поменять направление движения и опуститься вниз. Также состояние невесомости можно зафиксировать в домашних условиях при помощи обычных пружинных весов.
Проведем эксперимент №3
Я встал на напольные пружинные весы. Мой вес был 26 кг. Я резко присел, весы показали меньший вес, чем в начале, хотя ноги и продолжали давить на опору, часть тела летела вниз, и эта часть ничего не весила.
С помощью весов я проведу ещё один опыт с целью исследования состояния невесомости.
Эксперимент №4
На весы я подвесил мой рюкзак с игрушками. Я поднял весы в руке вверх. Вес рюкзака 1 кг. Я резко опустил руку вниз и заметил, что стрелочка на весах поднялась вверх, к нулю, показав, что вес рюкзака при падении уменьшился.
Я продолжил проводить исследования, следующий опыт с жидкостью и невесомостью. Попробую придать жидкости форму шара.
Эксперимент №5
В прозрачный стакан с небольшим количеством воды я добавил такое же количество спирта. Пипеткой ввёл растительное масло. Масло расположилось в середине сосуда красивым желтым шаром. Значит, для масла созданы условия невесомости.
Заключение:
В результате работы над проектом я узнал, что такое невесомость, при каких условиях она возникает, и могу рассказать об этом своим одногруппникам.
Понятие «невесомость», которое было открыто в космосе, помогло мне объяснить некоторые привычные явления на Земле.
Теперь я знаю и могу рассказать с точки зрения науки, почему, например, при качании на качелях возникает ощущение легкости в организме.
Таким образом, моя гипотеза полностью подтвердилась.
Но самое главное, что я научился опытным путем наблюдать явление невесомости, проводить исследования и делать выводы.
Выводы:
Я думаю, что если с таким интересным и необычным явлением, как невесомость, можно проводить опыты в домашних условиях, значит, в космосе будет сделано еще немало открытий, важных для науки, в том числе, для медицины, и учёные постараются сделать невесомость безопасной для человека. А нам предстоит еще узнать много интересных секретов Вселенной.
Литература
Гальперштейн Л. Я Невесомость и растительное масло. Опыты по физике для детей.
Докучаев, Ю. А. Урок Гагарина / Ю. А. Докучаев – М. Детская литература, 1985. – 144 с. : ил.
Космос. – Русич, 2002. 128 с. (Школьная энциклопедия).
Я познаю мир: Дет. энцикл. : Космос/Авт. -сост. Т. И. Гонтарук. – М. АСТ, 1998. - 448