Екатерина Калачёва
Конспект НОД «Коренные народы Сахалина, их традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход НОД
Организационный момент. Дети встают в круг и начинают занятие с приветствия «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, тонкий тополек!
Мы живем на Сахалине -
Этот остров есть в России!
Воспитатель: Ребята, как вы уже догадались, сегодня я хочу поговорить с вами о нашем острове. Как называется остров, на котором мы живем, наш город?
Дети: Остров Сахалин, город Южно – Сахалинск.
Воспитатель: Ребята, Сахалин – край многонациональный, рядом с нами живут народы разных национальностей. (Слайд 2)
Публикация «Конспект НОД „Коренные народы Сахалина, их традиции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сахалинская область
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Назовите, какие национальности вы знаете?
Дети: русские, армяне, корейцы, нанайцы и т. д
Основная часть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о коренных малочисленных народах Сахалинской области, которые первыми стали жить на Сахалине - Нивхи, ороки (уильта).
Воспитатель: Нивхи - небольшой народ, населяющий остров Сахалин, нивхи в переводе означает «человек». Жили нивхи зимой в зимнем жилище «то - раф», похожем на полуземлянку деревянного строения, покрытое дерном с длинным входом. Зимние жилища строили на некотором расстоянии от берега, в местах, защищенных от ветра, ближе к тайге для удобства охоты. (Слайд 3)
Когда наступало лето, Нивхи переселялись в летние жилища «ке - раф», их строили на сваях по берегам и устьям нерестовых рек и на морском побережье. (Слайд 4)
Жили они небольшими группами. В семье жили родители и их сыновья, престарелые родичи или сироты. Жили они все дружно, помогая и заботясь, друг о друге. Хозяйство велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. (Слайд 5)
- Они занимались ловлей нерпы и сивуча, охотой на медведя, оленя, пушного зверя, сбором лесных ягод, орехов, рыболовством. (Слайд 6)
Физминутка: нивхская игра «Ручейки, реки, озера»
Звучит музыка в высоком регистре – это побежали ручейки.
Дети, сложив ладони и вытянув руки перед собой, быстро бегают по одному.
Звучит музыка в среднем регистре – это реки широкие.
Дети, цепляясь друг за другом, бегают в колоннах.
Звучит музыка в низком регистре – это озера глубокие.
Дети выстраивают несколько кругов по 5-6 человек.
Воспитатель: Другие самые малочисленные коренные народы Сахалинской области – это ороки (уилъта). (Слайд 7)
А вот от какого слова произошло название этого народа, вы отгадаете сами, разгадав народную загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко.
Дети: Олень.
Воспитатель: Молодцы! Название коренного народа произошло от слова – олень.
Я предлагаю вам поиграть в игру «У оленя дом большой» (дети встают в круг и повторяют движения с увеличением скорости)
У оленя дом большой.
Он глядит в свое окно.
Заяц по лесу бежит.
В дверь к нему стучит.
Тук-тук дверь открой
Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц забегай.
Лапу мне подай.
Воспитатель: Ороки, так же как и нивхи занимались охотой, рыболовством, сбором ягод и оленеводством. Олень был для них транспортным животным, источником пищи и сырьем для изготовления одежды и обуви. (Слайд 8)
Ороки представляют собой единый народ, имеющий свою общую национальную культуру. В бытовой и духовной культуре коренные народы сохраняют как современные, так и древние обычаи и традиции. Древним рыболовам и охотникам было свойственно одушевлять окружающий мир, то есть представлять явления природы (ветер, море, лес) живыми. Такое отношение к природе и окружающему миру нашло свое отражение в обрядах и поверьях. Одним из самых могущественных духов считался хозяин моря. С глубокой древности рыболовство занимало и занимает поныне важное место в традиционной жизни малочисленных народов Севера. Их жизнь во многом зависела от удачной путины. Путина обязательно начиналась с обряда «Кормления духа - хозяина воды». (Слайд 9, 10)
И сейчас ежегодно перед летней путиной проводится праздник-обряд «Кормление духа - хозяина моря». Ритуальный обряд проводят уважаемые люди - старейшины из числа коренных народов Севера. Они бросают в воду из корытца разные кушанья, упрашивая «хозяина воды» пригнать в сети как можно больше рыбы.
- Ребята, а вы знаете, какую рыбу ловят на нашем острове?
Дети: горбушу, кету, корюшку, красноперку, кунжу, камбалу.
Воспитатель: А вы ходили когда–нибудь на рыбалку? Если нет, то сейчас мы с вами отправимся ловить рыбу.
Подвижная игра «Удачный улов».
В начале игры одного участника выбирают «рыбаком». Остальные «рыбки». «Рыбак» гоняется за «рыбой». Пойманная «рыба» берет «рыбака» за руку и тоже становится «рыбаком». «Невод» «рыбака» начинает разрастаться, и, в конце концов, в нем оказывается вся «рыба».
Заключительная часть.
Рефлексия: Ребята, о чем мы сегодня говорили?
С какими народами крайнего севера мы познакомились на занятии?
Как переводится название северного народа Нивхи?
Какой праздник любили отмечать Ороки?
Молодцы! Вы были внимательными, доброжелательными и активными.
Посмотрите, сколько разных народов живет на нашем острове Сахалин. Все они разные со своими обычаями и традициями. И чтобы наш родной Сахалин развивался и процветал нам всем необходимо жить в мире и дружбе, а значит уважать и сохранять традиции друг друга. (Слайд 11)