Папки-передвижки

НОД «Русские традиции»

Ольга Берлизова
НОД «Русские традиции»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире. (Дать представление детям о работе в крестьянском быте, о народном промысле). Знакомство со смыслом непонятных слов: гумно, трепало. Формирование у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность. Развитие мотивации к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

- способствовать формированию у детей положительных эмоций;

- формировать умение вести диалог с педагогами: слушать заданный вопрос, стараться отвечать на него полными предложениями;

Публикация «НОД „Русские традиции“» размещена в разделах

- способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;

- воспитывать у детей интерес к народному творчеству (изобразительное искусство, музыка, расширение знаний о русской народной культуре

- воспитывать доброжелательность, дружелюбие, бережное отношение к природе;

- развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук;

- развивать слуховое восприятие

- пополнение словарного запаса (цеп, молотьба, гумно, слобода, свистулька, мастерица)

Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

по ознакомлению с окружающим миром – знакомство с промыслом;

по изобразительной деятельности – рассматривание игрушек, знакомство с элементами росписи, ее цветовой гаммой, композицией, упражнение в рисовании деталей узора;

по лепке – лепка дымковской игрушки индюка.

Материал: ведро, ткань, зерно, снопы, цеп, мешок с мукой, ткань для обозначения гумна, мешок для зерна, плакаты для ярмарки, краски, заготовки игрушек (конь, салфетки, клеенки, баночки с водой, плакат с изображением дымковского узора, столы, лавочки, стулья, корзина для красок. Гости берут платки.

Музыкальное сопровождение: …

Ход НОД:

Орг. момент: дети совместно с воспитателем подходят к полянке где будет проходить образовательная деятельность.

Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, сколько же здесь собралось гостей, давайте мы их поприветствуем».

Дети: «Доброе утро!»

Воспитатель: «Дети, а как вы думаете, как называется место куда мы с вами пришли?»

Ответы детей (поляна, деревня и т. д.)

Воспитатель: «да, ребята, это деревня, дети а хотели бы вы узнать как жили люди в деревне в недавнем прошлом»

Ответ детей.

Воспитатель: «ну тогда давайте закроем глаза я произнесу волшебные слова и мы с вами свершим путешествие в прошлое» (звучит волшебная музыка)

Из домика выходит Марфа рассказчица в руках она держит ведерко.

Марфа (удивленно) «здравствуйте, а кто это в такую рань к нам пожаловал?»

Дети «Здравствуйте, а мы к вам из будущего прилетели, из детского сада. Мы хотим посмотреть как же жили люди раньше»

Марфа «А знаете куда вы попали?»

Дети: «в деревню»

Марфа: «Верно. А название места куда вы попали Дымковская слобода, может быть вы у себя в будущем что – ни будь слышали о нашей Дымковской слободе?»

Ребенок рассказывает стих о дымковской слободе:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Марфа: «Какие вы молодцы, ой, я совсем позабыла утро раннее наступило. Нужно водицы в дом принести. Ну раз вы здесь, может вы мне поможете?»

Дети «ДА!»

Марфа «тогда пойдемте к колодцу, водицы студеной наберем. Дети а у вас в доме водица от куда берется?»

Ответы детей.

Марфа «А у нас вода в колодце. Колодцы рыли вручную на глубину 10-14 метров. А для укрепления стен колодца использовали деревья дуб или граб, который выдерживали сначала в воде 1-2 года, что бы дерево стало прочным и крепким, после чего выкладывали стенки колодца снизу вверх, и чистая, пригодная для питья вода заполняет колодец. Русский колодец — крытая бревенчатая шахта (шахта – это то место где находится вода) с воротом, к которому цепью привязывается ведро. Барабан вращается рукояткой». Ну вот, набрали мы с вами водицы, спасибо вам детки за помощь.

Пришло время трудится. А знаете ли вы ребята откуда мука берется?

Ответы детей.

Марфа: «А мы ранней весной сажаем семена пшеницы, все лето она растет поспевает, к осени скашиваем. Обычно уборку заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа.

Снопы сначала везли на овин. Овин – помещение, в котором сушили снопы перед молотьбой. (Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы).

Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, обработки и молотьбы. Это был самый тяжелый труд.

А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить».

Обмолот происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты или вил. Нам тоже предстоит такая же работа. У нас лежат уже высушенные снопы, нам осталось их обмолотить, вы мне поможете?

Ответ детей.

Марфа (музыкальное сопровождение; выбрать 2х детей, показать как работать цепом, затем выбрать 4х детей показать как веяли зерно, выбрать 6 детей и попросить собрать провеянное зерно).

«А теперь обмолоченное зерно необходимо отнести на мельницу. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.

Раньше зерно мололи в ступах, представляете себе какой это был тяжелый труд…

С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. А когда ветра не было жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы.» А ка вы думаете как называли человека который работал на мельнице?

Ответ детей: мельник

Марфа: «Вот и помололи мы зерно, получилась мука. Теперь мы можем нашу муку отвести на ярмарку и там ее на что - ни будь обменять, например на краски. А вы знаете что такое ярмарка?»

Ответы детей: ярмарка это базар или рынок где можно что то купить или продать, или поменять.

Марфа: «Ну что ребята, готовы вы отправиться вместе со мной на ярмарку,а добраться до ярмарки нам поможет лошадка Сивка Бурка. Сейчас мы погрузим в телегу мешок с мукой и в путь.»

2. дети Физминутка «Конь»

Конь меня в дорогу ждет,

(руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот,

(ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

(покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро я в седло вскочу,

Не поеду – полечу!

(подскоки на месте)

Цок-цок-цок,

Цок-цок-цок,

(руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там, за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой.

(подскоки на месте)

Марфа вот мы с вами прибыли на ярмарку, ой сколько много людей здесь собралось.

Ребята, а помните за чем мы с вами сюда отправились?

Ответы детей: за краской…

Марфа: (гости поднимают плакаты с изображенными товарами которые они продают). А давайте посмотрим внимательно в какой лавке мы можем обменять нашу муку на краску.

Ответы детей.

Марфа: «Правильно. Добрый день барышня, а можно ли у вас обменять муку на краски. Ответ гостя: «да только отгадайте мою загадку.

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

Ответ: Краски и кисть»

Гость отдает краски

Марфа: «Ярмарка не просто место, где можно приобрести практически любой товар, но ещё тут можно повеселиться. А вы любите веселиться…тогда вставайте в хоровод я игру веселую знаю.

Подвижная игра у Василки у казаченка

Дети идут хороводим, «казак» в кругу. Дети показывают движения, соответствующие тексту игры. По окончанию слов «казак» танцует, дети повторяют движения за ним. «Казак» выбирает лучшего танцора.

У Василки, у казачёнка

Жили в сарайчике семь сыновей – все без бровей.

С такими ушами,

С такими носами,

С такой головой,

С такой бородой,

Они не ели, ни пили,

Целый день сидели на него смотрели.

А теперь дети и гости давайте с вами вместе отправимся к нашей мастерице и отнесем ей краски Мастерица встречает детей.

Василиса: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Василиса. А вы кто такие и откуда прибыли?» (Ответы детей).

Марфа: «Василиса, здравствуй. А мы с ребятами краски тебе для росписи игрушек принесли».

Василиса: «Ой, как вы вовремя. А я как раз собиралась заняться росписью. За краски – спасибо. А знаете ли вы, чем знаменита Дымковская Слобода? (Ответы детей).

А может быть вы знаете какие игрушки у нас делают? (Ответы детей).

Ну что ж, вы большие молодцы! А хотели бы и вы побыть настоящими дымковскими мастерами? (Ответы детей). Тогда присаживайтесь по удобней. Для работы у меня все готово. Смотрите, игрушки я уже вылепила, в печи обожгла, побелила, осталось только расписать. (Дети присаживаются).

Василиса: «А знаете ли вы, какие цвета надо взять, чтобы получилась именно дымковская игрушка, а ни какая другая?» (Ответы детей).

Василиса: «Правильно, молодцы!»

Василиса: «А какие основные элементы узоров?» (Ответы детей). Кто затрудняется или не очень помнит, смотрите на образцы. Они помогут вам все сделать правильно.

Дети перед началом работы, нам необходимо подготовить наши руки.

Пальчиковая гимнастика.

Привезли мы глину с дальнего бугра

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем.

Будем мы игрушки “печь”,

Печка жаром пышет.

А в печи – не калачи,

А в печи – игрушки! Едут на “лошадке”, руки вперед

Руки на пояс, наклоны влево – вправо

Лепят ладошками

Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии

“Лепят” ладошками

Кулачки сжимают и разжимают

Машут указательным пальцем

Вытягивают руки вперёд

Василиса: «Наши пальчики готовы к работе. Теперь, когда мы вспомнили цвета и узоры для росписи дымковской игрушки, можно приступать к работе. (Раздать дымковских коней, дети приступают к работе.).

(Пока дети расписывают игрушки, в ходе работы дети вспоминают потешки, дать информацию дополняющую знания.)

В конце дети берут свои поделки и выходят с Марфой на полянку.

Марфа: «Ребята, вам понравилось в нашей Дымковской слободе? А что было для вас самым интересным? Что нового вы узнали? И мне было очень приятно с вами познакомиться и провести время, ну а сейчас пришло время прощаться, всего вам доброго, до свидания!»

Приложение 1

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Поехали, поехали,

За грибами, за орехами…

Приехали, приехали

С грибами и с орехами.

Конь бежит,

Вся земля дрожит,

В поле травушка- муравушка,

Ничком лежит.

Чей это такой конек,

Для какого молодца?

Это конь- богатырь

Для Алеши – удальца.

Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов,

Не нашла едоков.

Сбил, сколотил – вот колесо:

Сел да поехал – ах, хорошо!

Оглянулся назад –

Одни спицы лежат.

Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице,

Тимошка на свинке,

По кривой тропинке.

-Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

– Еду сено косить.

- На что тебе сено?_

Коровушек кормить.

-А на что корова?

-Молоко доить.

-А зачем молоко?

-Ребятушек кормить.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Русские традиции»Фотоотчёт «Русские традиции» Нынешние дети растут в эпоху, очень отличающуюся от времени их родителей: другой общественный строй, ценности, идеалы, но, наши дети должны.

Конспект НОД по познавательному развитию «Русские традиции» во второй младшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Русские традиции» во второй младшей группе Цель: Формировать знания и представления о гостеприимстве и традиции чаепития. Задачи: Познавательные: Знакомить детей с русским народным.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор» Интеграция образовательных.

Конспект ООД «Русские праздники и традиции» для детей старшей группы Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: -Продолжать знакомить детей с празхдниками и традициями русского народа;.

Консультация «Русские народные традиции» Консультация На тему: «Русские народные традиции» Подготовила музыкальный руководитель МАДОУ №9 Савакова Н. В. 2017г. Страна наша.

Лэпбук «Русские традиции»Лэпбук «Русские традиции» В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования мы ищем новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. А использование в своей.

Информационный материал для родителей «Русские новогодние традиции» Новогодняя консультация для родителей «Русские новогодние традиции» "Откуда появились Дед Мороз и Снегурочка, когда отмечали Новый год.

Русские народные традиции. Сценарий праздника «Масленица» Герои: Скоморохи, Зима, Весна, Баба Яга Действие происходит на улице. 1 скоморох: Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве?.

Русские народные традиции воспитания детей Русские народные традиции воспитания детей. Сегодня модно заниматься ранним развитием ребенка. Родители изучают методики раннего развития.

Русские традиции, как фактор развития двигательной активности детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Русские традиции»
Опубликовано: 28 мая 2018 в 12:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Русские традиции»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Берлизова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД