Бойцова Светлана
Корректирующая ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Корректирующая ритмика, как средство гармонизации личности ребенка с ОВЗ»
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он - засушенный цветок»
В. Сухомлинский
Цель:
-формирование здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
- укрепление здоровья посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
Темочки:
- воспитание общей культуры личности, ее целеустремленности, выбора направленности танца, музыкального сопровождения.
1. Введение
Согласно последним исследованиям, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития (инфекции, травмы, неблагоприятные социальные условия). Во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для меньшего количества учеников. И, в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только «норму» от «не нормы», но и выявляя разные формы и степени нарушений.
Хочется отметить, что в последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей с ОВЗ в лучшую сторону. Для детей с ОВЗ разработана целая система коррекционно-педагогической деятельности. Составной частью этой системы являются занятия по корректирующей ритмике.
2. Эффективность корректирующей ритмики
В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение детей с ОВЗ в музыкально ритмическую деятельность. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность корректирующей ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций средствами музыки и специальных двигательных и психо-корректирующих упражнений.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, помогает установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные и познавательные качества ребенка, вызывает стремление осознать правила игры, дает возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы быть ребенку успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятиях корректирующей ритмики заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно- развивающего воздействия, а при работе с детьми ОВЗ, иногда это и единственный способ решить все поставленные задачи.
«Корректирующая ритмика» - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие личностные качества, как самоконтроль и произвольность движений и поведения.
3. Опыт работы
Ознакомившись с литературой по данной теме, изучив работы педагогов-психологов: Т. А. Власовой, Т. В. Егоровой, М. С. Певзнер, П. Б. Шошина; дефектологов: К. С. Лебединской, И. Ф. Марковской, я убедилась, что уже есть определенный накопленный опыт, в котором рассматриваются отдельные аспекты работы по ритмики с детьми с психофизическими отклонениями, и доказывается положительное влияние ритмики на развитие психомоторной сферы детей с ОВЗ. Существует прямая связь между ритмической способностью человека, психической деятельностью и поведением.
Цель музыкальной деятельности - профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова, адаптация к условиям внешней и внутренней среды.
На занятиях реализуются четыре направления:
- оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционно- развивающие
Занятия по ритмике способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формируется правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, что способствует в целом оздоровлению всего организма.
Занятия способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи т. д.
Развиваются творческие способности детей.
В коррекционно- развивающем направлении можно выделить несколько блоков задач:
Развитие и коррекция основных видов движений, музыкально- ритмических движений. Здесь все, что касается движения, музыки, движения с пением, творчество.
Развитие и коррекция психических функций, компонентов деятельности. Это- развитие внимания, памяти, быстроты и точности реакции, умение через слово управлять движением.
Развитие способности ориентироваться в пространстве.
Занятия проводятся один раз в неделю и строятся по определенной схеме
1. Вводная часть:
Приветствие, в котором мы можем просто улыбнуться друг другу, поздороваться кивком головы, пропеть «Здравствуйте, ребята!» или же сыграть в игру «Вопрос – ответ».
Отвечая, необходимо подпрыгнуть и хлопнуть над головой в ладоши.
-Настроение отличное?
-Петь будем?
Танцевать будем?
-А грустить будем?
-А играть?
Музыкально-ритмические упражнения на развитие общей моторики, ориентировки в пространстве («Поезд», «Путешествие в лес», т. е. это двигательная разминка (5 минут, которая включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных направлениях под музыку).
2. Основная часть (15 минут) :
-Речь с движениями без музыкального сопровождения на месте («Ой, мороз», «Мы играем на гармошке» и т. д.)
-Упражнения на дыхание, артикуляционные упражнения.
-Пение.
-Танцы, игры, хороводы с предметами и без них.
-Пальчиковая гимнастика, которую я чередую с игрой на музыкальных -инструментах, рисованием, конструированием.
3. Заключительная часть (5 минут) направлена на снятие эмоционального и мышечного тонуса:
-Музыкальные игры («Узнай по голосу», «На чем играю» т. д.)
-Творческое задание (танец по желанию, песня и т. д.)
-Упражнения на релаксацию с музыкальным сопровождением («Облака», «Наши ручки отдыхают» и т. д., где после отдыха мы обязательно улыбаемся друг другу, подтягиваемся, хлопаем в ладоши.
-Итог занятия, домашнее задание.
-Ритуальное прощание (передача кивка головой, передача рукопожатия).
Все упражнения, задания на занятии объединены общей темой и сюжетом.
На занятиях совершаются воображаемые путешествия, экскурсии, поездки. Все это эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание, а значит, способствует лучшей результативности. Обязательно идет тесное взаимодействие с дефектологом, логопедом и воспитателем.
С недавнего времени на занятиях практикуется флэш моб.
Во-первых, делает детский коллектив и коллектив специалистов более сплоченными, т. к. исполняют танец все.
Во-вторых, в непринужденной форме идет работа над развитием координации, плавности, переключаемости движений, согласованности движений с музыкой. Развивается память, внимание, быстрота реакции. Формируется чувство ритма и темпа. Поднимается положительный эмоциональный настрой.
4. Заключение
В процессе музыкальных занятий дети постепенно начинают выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно и нужно в дальнейшем расширять. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Исследования психологов доказывают, что детей с ОВЗ нужно обязательно включать в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, психические, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения. И чем раньше начнутся такие занятия, тем более эффективным будет психо-коррекционное воздействие на развитие ребенка.
Таким образом, ориентируясь на собственный опыт работы и опыт великих педагогов, хочу сделать вывод, что занятия по корректирующей ритмике являются эффективной технологией и ее необходимо использовать в организациях, работающих с аналогичной аномалией развития детей, что работа музыкального руководителя-это постоянный поиск чего-то нового, интересного, познавательного, обучающего. Я убеждена, что все дети, независимо от уровня своего развития, должны жить в мире музыки, красоты, игры, сказки, фантазии, творчества. Огромная любовь к детям, любимому делу, целеустремленность-эти качества помогают мне преодолевать трудности в работе.
Список источников:
1. Картушина, М. В. Быть здоровыми хотим [Текст]. -М. : ТЦ Свера,2009.- 384с.
2. Кислова, А. И. Методические рекомендации по предмету ритмика для системы дополнительного образования [Текст]. Набережные челны. ИД «Стержень», 2007.-218с
3. Кислова, А. И. К вопросу о развитии творческих способностей на уроках ритмики. Искусство и образование [Текст]. – М., 2007.-180с
4. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. М., 1999. С. 176.