Приложение МААМ

Корректирующая ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ОВЗ

Бойцова Светлана
Корректирующая ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

«Корректирующая ритмика, как средство гармонизации личности ребенка с ОВЗ»

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он - засушенный цветок»

В. Сухомлинский

Цель:

-формирование здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Задачи:

- укрепление здоровья посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

Темочки:

- воспитание общей культуры личности, ее целеустремленности, выбора направленности танца, музыкального сопровождения.

1. Введение

Согласно последним исследованиям, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития (инфекции, травмы, неблагоприятные социальные условия). Во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для меньшего количества учеников. И, в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только «норму» от «не нормы», но и выявляя разные формы и степени нарушений.

Хочется отметить, что в последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей с ОВЗ в лучшую сторону. Для детей с ОВЗ разработана целая система коррекционно-педагогической деятельности. Составной частью этой системы являются занятия по корректирующей ритмике.

2. Эффективность корректирующей ритмики

В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение детей с ОВЗ в музыкально ритмическую деятельность. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность корректирующей ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций средствами музыки и специальных двигательных и психо-корректирующих упражнений.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, помогает установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные и познавательные качества ребенка, вызывает стремление осознать правила игры, дает возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы быть ребенку успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятиях корректирующей ритмики заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно- развивающего воздействия, а при работе с детьми ОВЗ, иногда это и единственный способ решить все поставленные задачи.

«Корректирующая ритмика» - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие личностные качества, как самоконтроль и произвольность движений и поведения.

3. Опыт работы

Ознакомившись с литературой по данной теме, изучив работы педагогов-психологов: Т. А. Власовой, Т. В. Егоровой, М. С. Певзнер, П. Б. Шошина; дефектологов: К. С. Лебединской, И. Ф. Марковской, я убедилась, что уже есть определенный накопленный опыт, в котором рассматриваются отдельные аспекты работы по ритмики с детьми с психофизическими отклонениями, и доказывается положительное влияние ритмики на развитие психомоторной сферы детей с ОВЗ. Существует прямая связь между ритмической способностью человека, психической деятельностью и поведением.

Цель музыкальной деятельности - профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова, адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

На занятиях реализуются четыре направления:

- оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционно- развивающие

Занятия по ритмике способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формируется правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, что способствует в целом оздоровлению всего организма.

Занятия способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи т. д.

Развиваются творческие способности детей.

В коррекционно- развивающем направлении можно выделить несколько блоков задач:

Развитие и коррекция основных видов движений, музыкально- ритмических движений. Здесь все, что касается движения, музыки, движения с пением, творчество.

Развитие и коррекция психических функций, компонентов деятельности. Это- развитие внимания, памяти, быстроты и точности реакции, умение через слово управлять движением.

Развитие способности ориентироваться в пространстве.

Занятия проводятся один раз в неделю и строятся по определенной схеме

1. Вводная часть:

Приветствие, в котором мы можем просто улыбнуться друг другу, поздороваться кивком головы, пропеть «Здравствуйте, ребята!» или же сыграть в игру «Вопрос – ответ».

Отвечая, необходимо подпрыгнуть и хлопнуть над головой в ладоши.

-Настроение отличное?

-Петь будем?

Танцевать будем?

-А грустить будем?

-А играть?

Музыкально-ритмические упражнения на развитие общей моторики, ориентировки в пространстве («Поезд», «Путешествие в лес», т. е. это двигательная разминка (5 минут, которая включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных направлениях под музыку).

2. Основная часть (15 минут) :

-Речь с движениями без музыкального сопровождения на месте («Ой, мороз», «Мы играем на гармошке» и т. д.)

-Упражнения на дыхание, артикуляционные упражнения.

-Пение.

-Танцы, игры, хороводы с предметами и без них.

-Пальчиковая гимнастика, которую я чередую с игрой на музыкальных -инструментах, рисованием, конструированием.

3. Заключительная часть (5 минут) направлена на снятие эмоционального и мышечного тонуса:

-Музыкальные игры («Узнай по голосу», «На чем играю» т. д.)

-Творческое задание (танец по желанию, песня и т. д.)

-Упражнения на релаксацию с музыкальным сопровождением («Облака», «Наши ручки отдыхают» и т. д., где после отдыха мы обязательно улыбаемся друг другу, подтягиваемся, хлопаем в ладоши.

-Итог занятия, домашнее задание.

-Ритуальное прощание (передача кивка головой, передача рукопожатия).

Все упражнения, задания на занятии объединены общей темой и сюжетом.

На занятиях совершаются воображаемые путешествия, экскурсии, поездки. Все это эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание, а значит, способствует лучшей результативности. Обязательно идет тесное взаимодействие с дефектологом, логопедом и воспитателем.

С недавнего времени на занятиях практикуется флэш моб.

Во-первых, делает детский коллектив и коллектив специалистов более сплоченными, т. к. исполняют танец все.

Во-вторых, в непринужденной форме идет работа над развитием координации, плавности, переключаемости движений, согласованности движений с музыкой. Развивается память, внимание, быстрота реакции. Формируется чувство ритма и темпа. Поднимается положительный эмоциональный настрой.

4. Заключение

В процессе музыкальных занятий дети постепенно начинают выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно и нужно в дальнейшем расширять. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Исследования психологов доказывают, что детей с ОВЗ нужно обязательно включать в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, психические, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения. И чем раньше начнутся такие занятия, тем более эффективным будет психо-коррекционное воздействие на развитие ребенка.

Таким образом, ориентируясь на собственный опыт работы и опыт великих педагогов, хочу сделать вывод, что занятия по корректирующей ритмике являются эффективной технологией и ее необходимо использовать в организациях, работающих с аналогичной аномалией развития детей, что работа музыкального руководителя-это постоянный поиск чего-то нового, интересного, познавательного, обучающего. Я убеждена, что все дети, независимо от уровня своего развития, должны жить в мире музыки, красоты, игры, сказки, фантазии, творчества. Огромная любовь к детям, любимому делу, целеустремленность-эти качества помогают мне преодолевать трудности в работе.

Список источников:

1. Картушина, М. В. Быть здоровыми хотим [Текст]. -М. : ТЦ Свера,2009.- 384с.

2. Кислова, А. И. Методические рекомендации по предмету ритмика для системы дополнительного образования [Текст]. Набережные челны. ИД «Стержень», 2007.-218с

3. Кислова, А. И. К вопросу о развитии творческих способностей на уроках ритмики. Искусство и образование [Текст]. – М., 2007.-180с

4. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. М., 1999. С. 176.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Опыт работы «Ритмика — как средство оздоровления дошкольника»Опыт работы «Ритмика — как средство оздоровления дошкольника» Опыт работы «Ритмика - как средство оздоровления дошкольника» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна В последнее время большое распространение.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Техносреда  «Инженерики» как эффективное средство гармонизации и психоэмоциональных проявлений детей с нарушениями ОДАТехносреда  «Инженерики» как эффективное средство гармонизации и психоэмоциональных проявлений детей с нарушениями ОДА Пояснительная записка: Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который представляет серьезные требования к ним. Одна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Корректирующая ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ОВЗ
Опубликовано: 7 апреля 2023 в 14:57
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Корректирующая ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Бойцова Светлана (УИ 2723728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД