Татьяна Владельщикова
Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Необходимо своевременно распознавать таких детей и выявлять социально-психологические причины существующей тревожности, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у тревожных детей невротических состояний и неврозов.
Публикация «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Страх и детская тревожность
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
На базе нашего детского сада «Дубравка» №4, были проведены исследования тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Использовались такие методики как:
• Тестирование детей по методике проективного теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
• Рисуночный тест: «Рисунок не существующего животного» в обработке Романовой А.
• Тест: «Дом – дерево – человек» Джоржа Бака.
• Наблюдаемые признаки тревожности. (анкета для воспитателей).
В результате проведенного психодиагностического исследования нами получены следующие результаты: Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
Детей с низким уровнем тревожности - 19%, со средним уровнем тревожности – 56% и с высоким уровнем тревожности - 25 %;
Рисуночный тест: «Рисунок не существующего животного» в обработке Романовой А. А - У 50 % детей не выявлена тревожность и у 50% детей признаки тревожности существуют, что проявляется в их рисунках: присутствует штриховка, большие глаза, округлый рот, движение хвоста вниз;
Тест: «Дом – дерево – человек» Джоржа Бака.
У 75% детей преобладает тревожность, это можно увидеть в рисунках детей : черный контур земли, кисти и ступни ног отсутствуют, пальцев меньше пяти, волосы заштрихованы. На рисунках изображены облака, небо.
У 25 % детей по рисунку можно сказать их состояние, спокойное, стабильное, не создает опасения. Положительный эмоциональный настрой;
Наблюдаемые признаки тревожности. (анкета для воспитателей).
У 31% детей – низкий балл тревожности, у 44% детей – средний балл, у 25% детей – высокий балл тревожности.
Действительно, наблюдая за детьми мы увидели, что тревожные дети чаще всего входят в число наименее популярных детей группы, так как они часто неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или наоборот, слишком общительны, назойливы. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе.
Игра для ребенка — это и одна из форм “самоанализа”, благодаря которой могут быть откорректированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые.
Выполнение действий в сюжетно - ролевой игре связано с восприятием окружающей среды, с ориентировкой в ней, а также с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников. Высокая педагогическая эффективность игры в большой мере обусловлена формированием положительных взаимоотношений детей, усвоением ими норм и правил поведения, развитием мышления, моторики и других функций.
Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие ребенка дошкольного возраста, игра является и наиболее адекватным средством для коррекции различных нарушений не только в развитии эмоциональной сферы, но и в психическом развитии личности в целом.
Как играть с тревожными детьми? В помощь воспитателям были разработаны методические рекомендации по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно – ролевых игр.
Как и при работе над другими детскими проблемами, которые возникли не вчера и не вдруг, приготовьтесь к терпеливой систематической работе.
Для реализации этих конкретных задач вы можете воспользоваться играми. При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.
Правило 1. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, то лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад.
Правило 2. Избегайте соревновательных моментов в играх. Пусть лучше ребенок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть. Также нежелательно ставить тревожному ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять его. Этим вы вряд ли ускорите его действия, а вот уровень тревожности поднимете наверняка.
Правило 3. Вводите ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней, понаблюдать за образцом действий (если таковые есть). Если вы ощущаете сопротивление ребенка, его нежелание участвовать в игре, ни в коем случае не настаивайте. Можно заставить человека выполнить какие-то действия, но нельзя заставить играть по-настоящему! Так что в таких затруднительных случаях старайтесь проявить творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить его беспокойство. Для этого изменяйте правила игры, учитывая особенности вашего сына или дочери, используйте наглядный материал, уже знакомый ребенку, начните играть с кем-то другим, показывая ребенку пример.
Для того, чтобы помочь детям преодолеть состояние тревожности, мы совместно с воспитателями наметили перспективу работы в трех направлениях:
1. Повышение самооценки ребенка, внушая ему веру в свои способности;
2. Обучение ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку;
3. Обучение умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.