Анастасия Вострухина
Коррекция психоэмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста при помощи сказкотерапии в условиях дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекция психоэмоциональных состояний у детей старшего возраста при помощи метода сказкотерапии в условиях дома ребенка».
Цель : создание условий для коррекции психоэмоциональных состояний у детей старшего возраста с помощью сказкотерапии.
Задачи :
1. Развивать умения преодолевать трудности и страхи.
Публикация «Коррекция психоэмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста при помощи сказкотерапии в условиях дома ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
2. Провести оценку эффективности пpoгpaммы сказкотерапии по снижению уpoвня тревожности у дeтeй cтapшeгo дoшкoльнoгo вoзpacтa.
3. Способствовать накоплению у детей эстетического опыта, читая и обсуждая сказки; воспитывать культуру речи, учить рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний,обогащать и расширять словарный запас детей; побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
4. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
5. Развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.
Актуальность выбранной темы:
Трудная жизненная ситуация негативно влияет на психологическое состояние детей. У детей повышается уровень агрессии, формируется постоянное недоверие к миру и всему окружающему, закрепляется чувство страха и постоянного одиночества
Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности. Оно воспитывает, развивает личность и корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования.
Сказкотерапия наиболее доступная благоприятная и интересная технология в работе с детьми: – снижает уровень психоэмоциональных состояний у детей старшего возраста, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы; – создает коммуникативную направленность речевых высказываний; – способствует развитию речевой активности детей : – подходит тетям различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Дети в доме ребенка – это сложный, своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. Эмоции таких детей не устойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по- разному. Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на занятии нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка в доме ребенка может быть решены при помощи работы со сказкой. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит сказка играет важную роль в подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо. Путешествуя по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражения и проявления различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства – пластику,мимику, речь. Цель применения технологии сказкотерапии в работе с детьми – это развитие эмоциональной среды, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных
состояний, которые по каким - либо причинам были не прожиты; формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики; воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти мелкой моторики, развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния.
Сказки воспитывают у детей любовь к природе, скромность, доброту,ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности. Наиболее эффективна сказкотерапия в старшем дошкольном, именно в это время у ребенка очень сильно развит механизм идентификации, т. е. объединения себя с персонажем. Дети присваивают любимому герою свои нормы, ценности и проблемы.
Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок, тем самым способствуют развитию речи.
В сказке в символической форме содержится информация о том:
1. Как устроен мир ;
2. Что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
3. Какие трудности, препятствия можно встретить в жизни и как их преодолеть, как с ними справиться;
4. Как приобретать и ценить дружбу и любовь;
5. Какими ценностями руководствоваться в жизни;
6. Как прощать.
Сказкотерапия помогает не только лучше понять ребенка, узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях, но и служит естественным способом сближения взрослого и ребенка.
Прежде чем перейти к описанию содержания коррекционной работы, необходимо рассмотреть основные теоретические положения по детской тревожности и страхам, а также основы сказкотерапии.
Итак, рассмотрим основные категории по этому вопросу.
Подходы отечественных психологов к сопоставлению понятий «тревога» и «страх» :
Дифференциальная диагностика страха и тревоги по А. Захарову
Признак Тревога Страх
Временные особенности Возникает до наступления опасности Возникает во время наступления опасности
Действие на психику Возбуждающее Тормозящее
Направление во времени Проецирована в будущее Источником является прошлый травмирующий опыт
Форма реагирования Социально-обусловленная Инстинктивно-
обусловленная
Детский страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость, не являются однозначно «вредными» эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение. Организму ребенка нужно не только сладкое, но и соленое, кислое, горькое; так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у них потребности в переживании страха.
Детские страхи - это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение. Так, В. В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т. е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают.
Возраст Основные возрастные страхи дошкольника
По В. В. Лебединскому
2 – 2,5
года Разлука с родителями, отвержение с их стороны;
природные стихии (гром, молния, град и др.)
2 – 3
года Большие, непонятные, угрожающие объекты; исчезновение или передвижение внешних объектов
3 – 5
лет Смерть близких родственников (дети осознают конечность жизни); страшные сны; нападение бандитов
6 – 7
лет Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.); страх потеряться самому; физического насилия; страх одиночества;
школьный страх (не соответствовать образу «хорошего» ребенка)
8 – 9 лет Неудачи в школе или игре;
собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими;
физическое насилие; ссора с родителями, их потеря
9 – 11 лет Неудачи в школе или спорте;
заболевания;
отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.);
высота, ощущение верчения (некоторые карусели);
зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т. п.)
11 – 13 лет Неуспех;
собственные странные поступки;
недовольство своей внешностью;
сильное заболевание или смерть;
собственная привлекательность, сексуальное насилие;
ситуация демонстрации собственной глупости;
критика со стороны взрослых;
потеря личных вещей.
Одним из наиболее эффективных способов коррекции страхов и тревожности детей является сказкотерапия. Людям свойственно обмениваться историями – это, как и обмен опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому, сказкотерапию можно по праву считать естественной формой общения и передачи опыта, органичной системой воспитания новых поколений.
Как же использовать сказкотерапию?
1. Чтение сказок. Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории. А если малышу полюбилась одна какая-то сказка, стоит обратить на нее внимание. Может быть девочка, слушая сказку про Золушку, пытается решить какую-то свою проблему, ответить на важные для неё вопросы. И пусть маме придется читать эту сказку 10 ночей подряд, но нужно понимать, что это необходимо ребенку. Потом, когда ответ будет найден, интерес пропадет и можно будет переключиться на другие сказки. Наши детки очень умные, они сами способны найти решения проблем благодаря сказке.
2. Инсценирование сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку — устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет, он может сам прожить какой-то отрезок сказки, на бумаге побороть свой страх.
3. Сочинение сказок. Еще один очень важный и полезный урок — сочинять сказки вместе. Благодаря этому приему можно узнать, чего же конкретно боится малыш, какая проблема сейчас его тревожит. А в ходе сказки помочь ему выбраться из этой проблемы, так построить сюжет, чтобы сам малыш пришел в нужному ответу. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, важно наоборот дать ему поговорить, вообразить, а взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в сторону выхода из ситуации.
4. Песочная и арт-терапия. Это два больших направления работы с детьми и решения их проблем, в сказкотерпии их тоже можно использовать. Если говорить проще — нужно рисовать сказку на бумаге или песке.