Лучший педагог года

Коррекция психоэмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста при помощи сказкотерапии в условиях дома ребенка

Анастасия Вострухина
Коррекция психоэмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста при помощи сказкотерапии в условиях дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

«Коррекция психоэмоциональных состояний у детей старшего возраста при помощи метода сказкотерапии в условиях дома ребенка».

Цель : создание условий для коррекции психоэмоциональных состояний у детей старшего возраста с помощью сказкотерапии.

Задачи :

1. Развивать умения преодолевать трудности и страхи.

Публикация «Коррекция психоэмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста при помощи сказкотерапии в условиях дома ребенка» размещена в разделах

2. Провести оценку эффективности пpoгpaммы сказкотерапии по снижению уpoвня тревожности у дeтeй cтapшeгo дoшкoльнoгo вoзpacтa.

3. Способствовать накоплению у детей эстетического опыта, читая и обсуждая сказки; воспитывать культуру речи, учить рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний,обогащать и расширять словарный запас детей; побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

4. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

5. Развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.

Актуальность выбранной темы:

Трудная жизненная ситуация негативно влияет на психологическое состояние детей. У детей повышается уровень агрессии, формируется постоянное недоверие к миру и всему окружающему, закрепляется чувство страха и постоянного одиночества

Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности. Оно воспитывает, развивает личность и корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования.

Сказкотерапия наиболее доступная благоприятная и интересная технология в работе с детьми: – снижает уровень психоэмоциональных состояний у детей старшего возраста, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы; – создает коммуникативную направленность речевых высказываний; – способствует развитию речевой активности детей : – подходит тетям различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Дети в доме ребенка – это сложный, своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. Эмоции таких детей не устойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по- разному. Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на занятии нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка в доме ребенка может быть решены при помощи работы со сказкой. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит сказка играет важную роль в подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо. Путешествуя по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражения и проявления различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства – пластику,мимику, речь. Цель применения технологии сказкотерапии в работе с детьми – это развитие эмоциональной среды, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных

состояний, которые по каким - либо причинам были не прожиты; формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики; воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти мелкой моторики, развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния.

Сказки воспитывают у детей любовь к природе, скромность, доброту,ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности. Наиболее эффективна сказкотерапия в старшем дошкольном, именно в это время у ребенка очень сильно развит механизм идентификации, т. е. объединения себя с персонажем. Дети присваивают любимому герою свои нормы, ценности и проблемы.

Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок, тем самым способствуют развитию речи.

В сказке в символической форме содержится информация о том:

1. Как устроен мир ;

2. Что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

3. Какие трудности, препятствия можно встретить в жизни и как их преодолеть, как с ними справиться;

4. Как приобретать и ценить дружбу и любовь;

5. Какими ценностями руководствоваться в жизни;

6. Как прощать.

Сказкотерапия помогает не только лучше понять ребенка, узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях, но и служит естественным способом сближения взрослого и ребенка.

Прежде чем перейти к описанию содержания коррекционной работы, необходимо рассмотреть основные теоретические положения по детской тревожности и страхам, а также основы сказкотерапии.

Итак, рассмотрим основные категории по этому вопросу.

Подходы отечественных психологов к сопоставлению понятий «тревога» и «страх» :

Дифференциальная диагностика страха и тревоги по А. Захарову

Признак Тревога Страх

Временные особенности Возникает до наступления опасности Возникает во время наступления опасности

Действие на психику Возбуждающее Тормозящее

Направление во времени Проецирована в будущее Источником является прошлый травмирующий опыт

Форма реагирования Социально-обусловленная Инстинктивно-

обусловленная

Детский страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость, не являются однозначно «вредными» эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение. Организму ребенка нужно не только сладкое, но и соленое, кислое, горькое; так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у них потребности в переживании страха.

Детские страхи - это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение. Так, В. В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т. е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают.

Возраст Основные возрастные страхи дошкольника

По В. В. Лебединскому

2 – 2,5

года Разлука с родителями, отвержение с их стороны;

природные стихии (гром, молния, град и др.)

2 – 3

года Большие, непонятные, угрожающие объекты; исчезновение или передвижение внешних объектов

3 – 5

лет Смерть близких родственников (дети осознают конечность жизни); страшные сны; нападение бандитов

6 – 7

лет Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.); страх потеряться самому; физического насилия; страх одиночества;

школьный страх (не соответствовать образу «хорошего» ребенка)

8 – 9 лет Неудачи в школе или игре;

собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими;

физическое насилие; ссора с родителями, их потеря

9 – 11 лет Неудачи в школе или спорте;

заболевания;

отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.);

высота, ощущение верчения (некоторые карусели);

зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т. п.)

11 – 13 лет Неуспех;

собственные странные поступки;

недовольство своей внешностью;

сильное заболевание или смерть;

собственная привлекательность, сексуальное насилие;

ситуация демонстрации собственной глупости;

критика со стороны взрослых;

потеря личных вещей.

Одним из наиболее эффективных способов коррекции страхов и тревожности детей является сказкотерапия. Людям свойственно обмениваться историями – это, как и обмен опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому, сказкотерапию можно по праву считать естественной формой общения и передачи опыта, органичной системой воспитания новых поколений.

Как же использовать сказкотерапию?

1. Чтение сказок. Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории. А если малышу полюбилась одна какая-то сказка, стоит обратить на нее внимание. Может быть девочка, слушая сказку про Золушку, пытается решить какую-то свою проблему, ответить на важные для неё вопросы. И пусть маме придется читать эту сказку 10 ночей подряд, но нужно понимать, что это необходимо ребенку. Потом, когда ответ будет найден, интерес пропадет и можно будет переключиться на другие сказки. Наши детки очень умные, они сами способны найти решения проблем благодаря сказке.

2. Инсценирование сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку — устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет, он может сам прожить какой-то отрезок сказки, на бумаге побороть свой страх.

3. Сочинение сказок. Еще один очень важный и полезный урок — сочинять сказки вместе. Благодаря этому приему можно узнать, чего же конкретно боится малыш, какая проблема сейчас его тревожит. А в ходе сказки помочь ему выбраться из этой проблемы, так построить сюжет, чтобы сам малыш пришел в нужному ответу. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, важно наоборот дать ему поговорить, вообразить, а взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в сторону выхода из ситуации.

4. Песочная и арт-терапия. Это два больших направления работы с детьми и решения их проблем, в сказкотерпии их тоже можно использовать. Если говорить проще — нужно рисовать сказку на бумаге или песке.

Публикации по теме:

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Такие разные дома», в условиях самоизоляцииБеседа с детьми старшего дошкольного возраста «Такие разные дома», в условиях самоизоляции 30 мая. День домов и домиковЦель: создание условий для закрепления знаний детей о жилище человека. Дети отгадывают загадки про дом 1. Вот.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Наблюдение за весенней природой для детей старшего дошкольного возраста. Сидим дома с пользойНаблюдение за весенней природой для детей старшего дошкольного возраста. Сидим дома с пользой Сорокина Анжелика, воспитатель МБДОУ детский сад № 3 г. АртёмаНаблюдение за весенней природой (для детей старшего дошкольного возраста).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция психоэмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста при помощи сказкотерапии в условиях дома ребенка
Опубликовано: 14 ноября 2024 в 20:35
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция психоэмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста при помощи сказкотерапии в условиях дома ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Вострухина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД