Елена Лушникова
Коррекция общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников посредством двигательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей - это речевое нарушение, при котором страдают все компоненты речевой системы: фонетико-фонематические и лексико-грамматические.
Работая в этой группе, воспитатель находится в тесном контакте с логопедом и с другими узкими специалистами. У детей страдает не только речь, но и общая моторная недостаточность : дети не могут ловить и бросать мяч, прыгать на одной ноге. Имеются отклонения в развитии движений пальцев: дети не умеют одновременно сжать два кулака, загнуть поочерёдно пальцы, им трудно держать кисточку и карандаш, они не умеют пользоваться ножницами. Поэтому важно уделять большое внимание коррекции и тонкой моторики.
Публикация «Коррекция общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников посредством двигательной активности» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работу по данным проблемам проводим в группе систематически со всеми детьми, не только на НОД, но в самостоятельной деятельности и в индивидуальной работе.
Большое внимание уделяем двигательной активности. Проводим специальные упражнения (пальчиковую гимнастику) которая стимулирует речевое развитие.
Есть такое выражение «пальцы помогают говорить», т. к. центры отвечающие за речь и мелкую моторику, расположены рядом и влияют друг на друга. Систематическая тренировка пальцев - мощное средство повышения работоспособности головного мозга, а как следствие - улучшение речи, внимания и памяти детей.
Игры и упражнения для совершенствования тонких движений пальцев рук необходимы для подготовки руки к письму, при их выполнении дети повторяют движения за взрослыми, проговаривая слова текста, что является отличной тренировкой органов артикуляционного аппарата в процессе формирования общих речевых навыков.
В группе составлена картотека игр, которые используем в коррекционно-развивающей работе.
У детей с ОНР отмечаются нарушения звукопроизношения. Звуки детям ставит логопед, а закреплением звуков в речи несёт ответственность воспитатель.
Поэтому в работе с детьми я уделяю много времени подвижным играм (двигательной активности) с определённым словесным содержанием, которые позволяют эффективно добиваться введения поставленных звуков в речевое общение, а также положительно влияют на развитие дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.
Подвижные игры: «Ветерок», «Козлёнок».
После проведенной целенаправленной работы по формированию двигательной активности сферы дошкольников, можно говорить о том, что применение системы данных упражнений, игр оказывает положительное влияние на речевое развитие детей с ОНР.
«Вышел дождик погулять» - Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять. Удары по столу пальчиками обеих рук.
Левая начинает с мизинца, правая-с большого
пальца.
Вышел дождик погулять Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.
Шёл неспешно, по привычки, «Шагают» средним и указательным пальцами
обеих рук по столу.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по
столу.
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично бьют в ладоши-
-Ох! Один хлопок.
И ушел. Ритмичные хлопки по столу.
Газон засох.
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки Загибают пальчики обеих рук по одному, начиная с
больших.
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
обувает валенки.
А сыночек Вовка-
новые кроссовки.
Вот так,
Вот так, «Шагают» по столу указательным и средним пальцами
обеих рук.
«Пирог»
Падал снег на порог. Дети два раза медленно опускают ладони на стол.
Кот купил себе пирог. Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог
А пока лепил и пёк.
Ручейком пирог утек. «Бегут» пальчиками обеих рук по столу.
Пирожки себе пеки Опять показывают, как пекут пироги.
Не из снега - из муки.
«На ёлке»
Мы на ёлке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед
Мороз
Нам подарки преподнёс. «Шагают» средним и указательными пальцами обеих
рук.
Дал большущие пакеты, Делают руками большой круг.
В них же вкусные - предметы. Делают ритмичные хлопки.
Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики, начиная
с большого.
Орешки рядом сними,
Груша. Яблоко,
Один золотистый мандарин.
«Наша группа»
В нашей группе все друзья. Ритмично стучат кулачками по столу.
Самый младший - это я. Разжимают кулаки, начиная с мизинчика.
Это-Саша,
Это-Маша, Это Юра, Это Даша.
Подвижные игры с определенным словесным содержанием.
«Ветер»
Отработав произношение звуков «Ц», «Ч», «Щ» в словах, можно провести подвижную игру.
Ветер, ветерок Бегут по кругу на цыпочках, поставив руки на пояс.
Ветрище
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети Останавливаются, делают взмахи руками.
Делают круговые движения руками.
Или мельницы крути!
Я. Аким
«Козлёнок»
Отработав произношение звуков «Л», «Ль» в словах, можно провести подвижную игру.
Бежит козленок маленький Бегут по кругу друг за другом.
Бежит домой за маменькой. Меняют направление движения.
Весь день в лесу Останавливаются лицом в центр круга,
малину ел. Ритмично приседают.
Весь день скакал и Выполняют ритмичные прыжки на носочках.
песни пел.
С. Коган
Подвижная игра с дидактической направленностью.
(здоровьесберегающий метод обучения)
Игру принято называть спутником детства. Игра - наиболее доступный для детей
вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности речевого развития, мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, двигательная активность, развивающая потребность в общении. Игра влияет на все стороны жизни детей.
Интересная игра повышает умственную речевую активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра-это только один из методов и она дает хорошие результаты в сочетании с другими.
В современных методических разработках предлагают интегрировать две группы игр - подвижные и дидактические. Ведь подвижные игры с дидактической направленностью являются одним из здоровьесберегающих методов обучения.
Особенность таких игр, это наличие нескольких целей:
-развивать активные двигательные действия (добежать, бросить в цель, перепрыгнуть, т. д.)
-решить задачи познавательного характера (развитие речи, закрепление знаний по математике, окружающей действительности, т. д.)
закрепление правильного звукопроизношения.
При организации и проведении подвижных игр с дидактической направленностью на занятиях необходимо соблюдать следующие условия:
-простота правил игры;
-наличие в играх коррекционно-развивающих задач :
-каждый ребёнок-участник активный;
-безопасность;
-чередование подвижных игр со спокойными;
-наличие в играх познавательного и оздоровительного элементов.
“Подними геометрическую фигуру».
Цель: развивать двигательную активность, закреплять геометрические формы.
Ход игры: Игроки идут вокруг обруча, в центре его кладут разные геометрические фигуры. Воспитатель ударяет в бубен. Все играющие движутся по кругу. По окончании звона каждый участник игры поднимает геометрическую фигуру, называет её форму и цвет.
«Стоп! Палочка, остановись!».
Цель: развивать двигательную активность, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.
Ход игры: Дети становятся в круг, воспитатель - в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребенок должен что - то сказать о нем. Например: воспитатель говорит: «Медведь!» - и передает палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!»- и передает палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.
«Успей подхватить».
Цель: Развивать у детей ловкость и точность движений, закреплять порядковый счет.
Ход игры: Дети встают в круг и рассчитываются по порядку номеров. Воспитатель держит в руках палку, неожиданно отпускает её и называет порядковый номер. Задача игрока под этим номером -подхватить палку, не сходя
со своего места. Не поймал - он покидает круг. Последние оставшиеся в игре считаются самыми выдержанными и ловкими.
«Кто быстрее?» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте)
Цели: совершенствовать навык бега по прямой, развивать быстроту; различать звуки {Л} и {Р}, автоматизация звуков {Л}, {Р} в словарях, предложениях.
Содержание: участники разделяются на две команды и строятся друг за другом в две колонны. На противоположной стороне стоит столик, на котором лежат листочки из бумаги разного цвета. По моей команде игроки, стоящими первыми, бегут к столу и выбирают по одному листочку: игроки команды №1
выбирают листок того цвета, в названии которого присутствует звук {Л}, а игроки команды №2 выбирают листок того цвета, в названии которого присутствует звук {Р}. Игроки бегом возвращаются на место и передают эстафету следующему игроку. Задача: пройти дистанцию как можно быстрее и правильно выполнить задание. Побеждает та команда, члены которой первыми поднимут руки с цветными листиками и не ошиблись при выборе листочка.
После определения победителя педагог задает вопрос игрокам: <Почему вы выбрали желтого цвета?> Предполагаемый ответ: < Я выбрала листок желтого цвета, потому что в названии цвета присутствует звук {Л}>.
< Попади в цель> (вариант использования на занятиях по совершенствованию согласования числительных с существительными или на занятиях по развитию элементарных математических представлений)
Цель: совершенствовать навык метания в горизонтальную цель прямой рукой снизу; развивать меткость и ловкость; закреплять количественный счет; закреплять умение согласовывать числительные с существительными, автоматизация произношения свистящих звуков.
Содержание: участники строятся в колонну друг за другом. На некотором расстоянии от них лежит обруч, в котором находятся карточки с изображением определенного числа предметов (один сапог, одни санки, два снеговика, три осы, три стакана, четыре совы, пять собак, пять снеговиков, шесть листиков, шесть слив, семь самолетов, восемь лис, девять сапог, десять носков). Задача игроков - поочередно правой, а затем левой рукой по одному разу бросить мешочки с песком в круг и стараться попасть в карточки, на которых нарисовано большее число предметов. После броска игрок считает предметы на карточках, в которые попал, и называет полученное число. Побеждает в игре тот, кто попал в цель, правильно сосчитал и набрал больше очков.
Спасибо за игру, а теперь чтобы убедиться в возможности широкого применения представленного метода на практике, предлагаю разработать варианты интерпретации игр. Работать будете самостоятельно в группах.
Слушатели делятся на две группы и каждой группе раздаются пронумерованные карточки-подсказки в виде облаков с определенным текстом.
Используя эти карточки, вы сможете составить модель своей подвижной игры с дидактической направленностью, расположив «облака» в определенной последовательности на магнитной доске, и прокомментируете её. Первая команда будет моделировать интерпретацию игры «Кто быстрее?», вторая - игру «Попади в цель».