Надежда Красикова
Проект «Конструкторское бюро» как пространство для проявления детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Поддержка детской инициативы и познавательного развития является одним из основных принципов ФГОС ДО. Реализовать данные принципы позволяет проект «Конструкторское бюро».
Идея погружения в данный проект возникла из интереса воспитанников к конструированию и изучению традиций разных стран. Педагогическая задумка нашла свое отражение в процессе реализации проекта «Конструкторское бюро» с помощью конструктора «Бабашки», в процессе организации непосредственно-организованной, игровой, подвижной деятельности. Проект реализовался в течение года в старшей группе.
Публикация «Проект „Конструкторское бюро“ как пространство для проявления детской инициативы» размещена в разделах
Цель проекта : познавательное и творческое развитие дошкольников.
Актуальность проекта обусловлена важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника; удовлетворения любознательности детей, их потребности в игре и новых впечатлениях, стремление познать окружающий мир, свойства предметов и их взаимодействия. Конструктор «Бабашки» полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям.
При построении моделей ребёнок находится в движении, развиваются точные ловкие движения рук, тем самым быстрее развивается речь, пополняется словарный запас, возникает желание познавать окружающий мир. Дети учатся взаимодействовать между собой, создавать алгоритм действий. Особенно интересно детям создавать модели, придуманные их воображением. Так у детей развивается нестандартное мышление, своё видение окружающего мира. Во время игры с этим конструктором происходит коллективное познание объектов и явлений.
Всю проектную деятельность мы разделили на блоки:
1. «Знакомство с конструктором «Бабашки» - дети познакомились с деталями конструктора, материалом, из которого он изготовлен.
2. «Транспорт» - закрепили виды транспорта, ПДД, научились подбирать необходимые детали конструктора для передачи формы объекта.
3. «Мосты» - познакомить с понятием «мост», для чего служит, формируются навыки последовательного построения. Дети узнали историю некоторых знаменитых мостов мира, рассматривали изображения, делились впечатлениями.
4. «Моя комната» - развивать умение воспроизводить постройку по памяти или воображаемую. Дети сами потом организовали с/р игру в созданном пространстве.
5. «Зоопарк» - продолжили знакомить детей с животными разных мест обитания, их особенностями; просмотрен видеоматериал о заповедниках, подготовлена презентация по экологическому воспитанию дошкольников.
6. «Достопримечательности столиц мира» - виртуальное путешествие по городам сопровождалось не только творческим моделированием зданий, но и знакомством с культурой, национальными традициями.
7. «Театрализованная деятельность» - дети по тексту произведения строили отдельные объекты или даже героев данного произведения, создавали декорации для драматизации.
8. «Конструкторский отдел» - мы предлагаем зарисовывать свои постройки, начиная с самых простых. Можно начинать зарисовывать отдельные детали конструктора. Причем, дети могут пофантазировать и дорисовать, расширить на бумаге свой образ постройки. Затем перенести этот расширенный образ в пространство.
Некоторые дети способны зарисовать детали и простые постройки в 3-х проекциях. У детей формируется и развивается объёмное мышление, ребенок догадывается как выглядит то, что ему видно.
Конструктор «Бабашки» также использовался нами в процессе организации непосредственно-образовательной деятельности. Например, в процессе математического развития детали конструктора помогают изучать часть, целое (круг, квадрат, счёт, закрепляют знание геометрических фигур (плоскостных и объёмных). Можно производить измерения при помощи брусочков разной длины.
«Бабашки» незаменимы в организации пространства для двигательной активности: утренней зарядки с предметами, подвижных игр, физкультминуток, эстафет.
Речевое развитие ребенка активизируется в процессе составления описательных рассказов о своих творческих замыслах. Дошкольники учатся презентовать свои проекты, демонстрируя свои коммуникативные навыки.
Вывод: Масштаб бабашек и гравитационный способ соединения дают детям необыкновенную свободу для творчества и всестороннего познания окружающего мира. Воплощение собственных идей способствует формированию самостоятельной, инициативной личности.