Приложение МААМ

«Конструктор «Бабашки» — инструмент для развития навыков конструктивно-модельной деятельности у дошкольников. Опыт работы

Анастасия Куликова
«Конструктор «Бабашки» — инструмент для развития навыков конструктивно-модельной деятельности у дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Я представляю опыт своей работы по теме «Страна Бабашек» - развитие навыков конструктивно – модельной деятельности у дошкольников.

Проблема, с которой столкнулись педагоги всех ступеней образования, в том числе и дошкольного - это больше проблемысоциально – экономического плана. Современные условия развития общества требуют подготовки высоко квалифицированных инженерно – технических специалистов, обладающих хорошо развитым инженерным мышлением.

Публикация «„Конструктор „Бабашки“ — инструмент для развития навыков конструктивно-модельной деятельности у дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах

(слайд) Инженерное мышление –это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.

Компоненты инженерного мышления

техническое мышление

исследовательское мышление

конструктивное

экономическое мышление

Инженерное мышление по своим основным характеристикам невозможно сформировать у ребенка дошкольного возраста, но можно развить предпосылки инженерного мышления, к которым относят:(Слайд)

продуктивное воображение, наглядно-образное и пространственное мышление

способность к планированию

способность предвидеть и прогнозировать путь и результаты осуществляемой или предстоящей деятельности.

способность к самостоятельным видам работы;

элементарные исследовательские способности

овладение навыками конструктивной и исследовательской деятельности

Подтверждение своим словам нахожу в литературе: (слайд) Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества.

Миназова Л. И. «Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Курапова Е. П. Возможности развития инженерного мышления у дошкольников (на слайд)

Об актуальности данного вопроса нам говорят и документы:

(слайд)"Перечень поручений по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по науке и образованию" (утв. Президентом РФ 10.02.2022 N Пр-290)

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» слайд

ФГОС ДО ОО «Познавательное развитие» говорит нам о

«. развитии поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания»

В разделе панируемые результаты ФОП ДО и в ГОС, указано, что к концу дошкольного детства ребенок «;. обладает элементарными представлениями из области естествознания, математики, информатики и инженерии. ;способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие задачи;. способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели»

Хорошие возможности для обозначенных предпосылок предоставляет ростовой деревянный конструктор «Бабашки предназначенном для пространственного моделирования и свободной игры детей 3 – 10лет. Разработчик материала являетсяПлахотников С. В

В состав конструктора входят :(фото на слайдах)

Блоки разной формы

Абрисы – неоформленные силуэты людей и животных

Мобильные платформы

Контрастные кубики, позволяющие создавать всевозможные ритмы и симметрии

Карта «Страны бабашек»

Дополнительно в наборе есть буквы, трафареты.

(слайд) -педагог, психолог, эксперт в дошкольном и начальном школьном образовании; автор Программы по пространственному моделированию у дошкольников; Почетный работник общего образования России, генеральный директор компании «Бабашки» (слайд)

В чем я увидела преимущество «Бабашек».

Ростовой конструктор «Бабашки» позволяет создать развивающую среду, которая отвечает основным принципам ФГОС ДО

Избыточность, неструктурированность, однородность и взаимозаменяемость материала даёт простор для фантазии. Дети могут создавать большое количество форм и конструкций, находить и формулировать алгоритмы возможных конструктивных решений.

Размер конструктора позволяет моделировать крупные конструкции, объединять их в единое пространство в соответствии с заданной темой или условиями и действовать внутри него

Конструктор динамичен не имеет жестких креплений ребенок в любой момент может изменить свою конструкцию.

Наличие подвижных платформ дает возможность моделировать технические средства передвижения, а также свободно перемещать созданные конструкции

Трафареты, входящие в состав конструктора позволяют наи ти прямое соответствие между проекциями деталеи и геометрическими фигурами, С их помощью можно зарисовывать созданные конструкции и создавать собственные схемы будущей конструкции

Конструктор не имеет готовых схем сбора, что позволяет ребенку самому моделировать игру, определять, что именно он возводит, и как это будет функционировать.

Бабашки позволяют детям

исследовать свойства фигур и материала, проводить измерения

развивать пространственное мышление

развивать функции планирования

выстраивать взаимодействие с детьми и взрослыми.

договариваться и принимать идеи партнеров по игре

В игровой среде бабашек можно решать задачи различных образовательных областей

Цель моей работы : Развитие навыков конструктивно – модельной деятельности в игровой среде «Бабашки»

(Слайд) Задачи

Познакомить с конструктором, составляющими его деталями

Сформировать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

Развивать умение моделировать объекты разными способами (по приписыванию, условиям, наблюдения, по представлениям, по тексту)

Развивать умение предварительно планировать свою деятельность, оценивать полученный результат

Содействовать развитию способности детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;

Работа проводилась с детьми подготовительной группы

Работу с детьми я выстроила в трех параллельных блоках, которые условно обозначила.

Систему работы представила на экране (слайд)

Моделирование по приписыванию – 1 блок

На этом этапе основное внимание уделяла развитию у детей умения приписывать смысловое значение отдельным блокам и простым композициям из 2 – 3 деталей.

Для этого применила социоигровые приемы, предложенные Сергеем Плахотниковым:

«Превращения предмета» : дети наблюдая за действиями с 1 блоком или другой деталью конструктора приписывают ему смысловое значение. (Я выполняла какие либо действия с одним из блоков, ребята предлагали свои догадки во что превращен блок. Важно, чтобы каждый ребенок высказал свое предположение. На следующем этапе действия с блоками придумывали сами дети индивидуально или с помощником – партнером.)

«Добавь и преврати»- дети составляют композицию из двух – трех блоков и обозначают ее. (сначала дети придумывали значение одному блоку, затем составляют композицию из двух- трех блоков и предлагают свои варианты того, что получалось)

Обязательно выслушивала варианты всех детей, если версии повторяются, предлагала детям придумать в чем может заключаться различие между задуманными предметами.

«Подсказка»-дети выбирали любой элемент конструктора, а я предлагала им подумать чем он может быть на земле, в воде, в воздухе, в магазине, в шкафу и т. д.

Предлагаю детям игровые ситуации, в которых все предметы заменялись деталями конструктора с приписыванием им тех или иных значений. Так, в игре «Магазин бытовой техники» - все товары ребята обозначали с помощью блоков конструктора

2 блок Моделирование по наблюдению и условиям

Особое внимание уделяю знакомству детей с реальными архитектурными и техническими средствами:

Экскурсии, Рассматривание фото и видео изображений, Рассматривание готовых моделей

Использую такие приемы:

Анализ конструкций, выделение основных частей и моделей

Прием частичного образца, который помогал детям припомнить особенности объекта, его основные части и детали.

Достраивание объекта деталями по замыслу детей.

В моделировании по условиям: применяю приемы

Обсуждение условий, которым должна соответствовать готовая конструкция

Выбор способа проверки соответствия постройки заданным условиям. (Моделируя гараж, в дверь, которого должна проехать машина определенной ширины дети придумали измерить ширину машины с помощью условной мерки. И проверяли с ее помощью правильность постройки)

Проблемные ситуации, такие как отсутствие необходимой детали – дети решали, чем и как ее можно заменить

Ситуации, в которых происходило изменение условий моделирования и соответственно необходимо видоизменить постройку.

На этом этапе осуществляю знакомство детей с профессиями взрослых.

3 блок – моделирование по представлению и собственному замыслу

Моделируя тот или иной объект, ребята отражали в модели свои представления об объекте, фантазировали, самостоятельно определяли последовательность действий, отбирали необходимый им материал, приписывали ему то или иное значение.

На этом этапе структуру деятельности детей я выстроила следующим образом:

Формулировка замысла

Определение последовательность действий для его реализации.

Отбор необходимого материала

Выбор спсоба деятельности – индивидуально, в парах, в малых группах.

Представление результатов деятельности

Важным этапом стало развитие у детей умение ориентироваться в элементрной схеме, проецированию объемных деталей на плоскость:

«Нарисуй блок» – находили на трафарете и графически изображали

«Найди деталь»- соответствующие графическому изображению»

«Подбери детали»- находили детали, из которых можно построить схематически изображенный объект

«Найди конструкцию соответствующую схеме».- Среди готовых 2- 3 х компонентных конструкций находили ту, которая соответствовала схематическому изображению

«Нарисуй, что построил”– зарисовывали созданные простые композиции

«Нарисуй и построй»- с помощью трафаретов рисовали дом, машину, мост, космический корабль и строили по собственной схеме

Стимулом для развития игрового замысла, создания собственных интересных построек является Карта «Страны Бабашек»

Дети воспроизводили объекты, изображенные на карте

Восстанавливали с помощью конструктора и преобразовывали здания, разрушенные злым героем Шах Бабахом

Заселяли созданную страну своими героями с помощью абрисов

Добавляли новые строения, технические сооружения и средства по своему замыслу.

Продуктом детской деятельности стали модели и конструкции, которые вы видите на экране (слайд)

Все постройки длительное время оставались в доступе детей.

Дети имели возможность возвращаться к своим моделям, достраивали, преобразовывали и видоизменяли их в соответствии с новой идей, играли в созданном пространстве

По результатам педагогического наблюдения за ребятами

я зафиксировала следующие результаты:

Ребята моделируют по заданным условиям

Могут придумать способ проверки соответствия результата заданным условиям

Моделируют знакомые им объекты, изменяют их, придумывают собственные

Отбирают необходимый им материал, придавая ему нужное в настоящий момент значение

Ориентроваться в схеме в предложенной схеме, понимают, что на ней изображено

Самостоятельно создают простую схему для моделирования своих построек.

В настоящее время я работаю с детьми раннего возраста и уже вижу возможность применения конструктора “ Бабашки” с детьми на данном этапе.

Я предлагаю своим малышамигровые ситуации, направленные на выделение признаков предмета (форма, величина, развитие представлений о положении предмета в пространстве (вверху, внизу, далеко, близко)

Предлагаю найти или подобрать деталь по образцу, по показу.

Я даю возможность детям свободно манипулировать с деталями конструктора. Мы уже создаем простые постройки горка, дорожка, скамейка.

У детей совершенствуются обследовательские навыки, развивается моторика и координация движений.

Надеюсь, что мой опыт будет полезен коллегам

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о конструктивно-модельной деятельности из природного материалаФотоотчёт о конструктивно-модельной деятельности из природного материала Ребята подготовительной к школе группы на занятиях по конструктивно – модельной деятельности мастерили из природного материала – жёлудей.

Фотоотчет о НОД по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе «Земля — это мой дом»Фотоотчет о НОД по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе «Земля — это мой дом» Используемые материалы: плоскостное изображение планеты Земля; цветная бумага для домиков и деревьев (цвета на ваше усмотрение); деревянный.

Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности «Синичка»Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности «Синичка» Тема: синичка Приоритетная образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное.

Магнитный «конструктор-инструмент» для развития детейМагнитный «конструктор-инструмент» для развития детей Пользу магнитного конструктора давно признали все ведущие психологи и логопеды, поэтому и рекомендуют детям такие игры. Во время занятий.

Мастер-класс по конструктивно-модельной деятельности «Цветы из крышечек»Мастер-класс по конструктивно-модельной деятельности «Цветы из крышечек» Пластиковые крышечки от детского питания, от бутылочек из - под питьевой воды и соков всегда в любом доме собираются в огромном количестве,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Конструктор «Бабашки» — инструмент для развития навыков конструктивно-модельной деятельности у дошкольников. Опыт работы
Опубликовано: 4 октября 2024 в 13:51
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Конструктор «Бабашки» — инструмент для развития навыков конструктивно-модельной деятельности у дошкольников. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Куликова (УИ 3475076) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД