Инна Владимировна Колодяжная
Конструктивное моделирование — эффективная технология развития импрессивной и экспрессивной речи детей 5–7 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Конструктивное моделирование – эффективная технология развития импрессивной и экспрессивной речи детей 5-7 лет с ОВЗ»
(опыт работы)
Форма проведения: презентация.
Подготовил: учитель-логопед МБДОУ д/с № 39 Колодяжная И. В.
Публикация «Конструктивное моделирование — эффективная технология развития импрессивной и экспрессивной речи детей 5–7 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ежегодно, в сентябре после проведения педагогического мониторинга, мы с коллегами разрабатываем Индивидуальный образовательный маршрут на каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Дошкольного образования.
Наверное, как многие педагоги нахожусь в постоянном поиске эффективных педагогических технологий, которые бы способствовали оптимизации образовательного процесса и эффективности освоения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
«Конструктивное моделирование»- считаю одной из уникальных и эффективных технологий, которая позволяет освоить большинство задач образовательных областей Индивидуального образовательного маршрута и способствует:
-развитию моторики, активизации и развитию всех компонентов речи, развитию воображения, повышению работоспособности коры головного мозга, мотивации к занятиям, повышению концентрации внимания, усидчивости, увеличению потребности ребенка в общении, эффективному освоению адаптированной основной образовательной программы, эффективной реализации индивидуального образовательного маршрута.
В своей деятельности использую множество конструкторов с различной поверхностью, из разных материалов, объёмные, плоскостные, гибкие. ЛЕГО, БАНЧЕМС, СКВИГЗ, серия БОНДИБОН, ЗНАТОК, ПОЕЗД «АЛФАВИТ», «Проволока ШЕНИЛ», СКОТЧИ, ТИКО и другие.
Предлагаю Вашему вниманию идеи использования конструктивного моделирования в реализации образовательных областей индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ из опыта своей работы.
С помощью технологии можно изготовить модель языка, и показать ребенку артикуляцию нарушенного звука, познакомить с буквой, конструируя ее из разных материалов, развивать речевое дыхание, используя постройку из конструкторов ЛЕГО и «Знаток».
(Упражнение «Помоги мельнику»)
При помощи конструкторов «Магниты», «СКВИГЗ», «Маленькие руки» собрать красочную модель жука и буквы Ж, закрепить артикуляцию звука Ж, пожужжав как жужжит жук.
Конструкторы «БАНЧЕМС», «Проволока ШЕНИЛ», ЛЕГО «ДУПЛО» помогут научить определять место звука в слове.
Можно упражняться в дифференциации звуков с-ш, построив домики красного и голубого цвета (по типу воздушной струи «теплая», «прохладная», и попросить расселить предметы по домикам, четко проговаривая звуки с, ш.
Научить построению звуковой схемы слов.
Конструировать башни-слова из букв и слогов (односложные и двухсложные) поможет игра «Искусные строители» серии БОДИБОН, (Можно использовать в лексической теме «Профессии»).
Упражняться в словообразовании: игра «Один-много», Что это?-Это стул? А что это-стулья, собака-собаки, это цветок, а это цветы, Это чемодан, а это чемоданы.
Использовать в подготовке к обучению грамоте в игре «Кто спрятался за деревом»(тема которая нелегко дается детям (чей хвост? Лисий, чья голова? Медвежья. Чей хвост? беличий)
Познакомить и закрепить признаки предметов с помощью конструкторов ЛЕГО и СКОТЧИ (цвет, форма, величина).
Обогатить и активизировать словарь по темам «Дикие животные», «Лес», «Транспорт», «Домашние животные»…
Обучить и упражнять в употреблении предлогов НА,С, СО:(на столе, на стуле, на кровати, ЗА,ИЗ-ЗА (предлоги которые вызывают сложности в употреблении у воспитанников). Где лиса? -За деревом. Откуда выбежала лиса? -Из-за дерева.
НА,В,ПОД,ИЗ,СО,С, ИЗ-ПОД:(где цветок?- В ящике. Откуда ты взял цветок? - Из ящика. Где батоны? - На столе. Откуда взял батоны?- Со стола).
В связной речи так же на помощь приходит конструктивное моделирование (составление простых предложений) : Девочка подошла к собаке. Девочка погладила собаку. Девочка покормила собаку. Девочка села на стул. Девочка купила кукурузу. Распространенных: Мальчик купил ягоды,кукурузу. Мальчик поливает красивые, садовые цветы. В составлении рассказов по лексическим темам, например «Мой город».
Работа по этой теме удивила своей результативностью. Дети создавали разнообразные сюжеты. Эмоциональная составляющая способствовала активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказов по построенным декорациям, объединение их в общее повествование, помогло детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказываний.
И даже вместе с педагогами участвовать в реализации проекта «Комфортная городская среда», пофантазировав на тему благоустройства нашего города.
Надеюсь моё выступление было полезным и сможет вдохновить Вас на использовании конструктивного моделирования в вашей практике реализации индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.