Светлана Самарина
«Конструирования из бумаги в технике оригами в подготовительной группе детского сада».
▼ Скачать + Заказать документы
. Проект: Воспитание и развитие детей средствами художественного конструирования из бумаги в технике оригами в подготовительной группе.
Актуальность проекта.
Необходимость создания данного проекта продиктована тем, что у детей плохо развита мелкая моторика рук. В последние десятилетия отмечается недостаточное развитие у детей мелкой моторики рук. Развитие речи неразрывно связано с мелкой моторикой.
Публикация «„Конструирования из бумаги в технике оригами в подготовительной группе детского сада“,» размещена в разделах
Оригами — это один из способов, способствующих развитию интелекта и речи ребёнка, в подготовке к обучению в школе, способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков. Занятия оригами прекрасно развивают мелкую моторику рук. В процессе складывания бумаги работают почти все пальцы рук. Овладение детьми оригами поможет детям преодолеть трудности развитии речи. Применение поделок в театрализованной деятельности развивает диалогическую речь. Складывание поделок из бумаги развивает умственные способности и пространственное воображение, это занятие очень нравится детям. Работа в техники оригамиспособствует созданию игровых ситуаций.
Цель проекта: Развивать творчество дошкольников в процессе создания образов, используя бумагу. Учить конструировать поделки из бумаги в технике оригами. Создание оптимальных условий для развития связной речи и творческого мышления у детей в художественно - речевой и театрализованной деятельности. Исходя из цели проекта, определила задачи.
Работа с бумагой направлена на решение следующих задач.
Срок реализации проекта: 1год.
Образовательные задачи.
1. Познакомить детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повысить интерес к этой деятельности.
2. Учить делать поделки используя пооперационные карты — схемы. Научить «читать» пооперационную карту;
3. Обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами;
4. Обучать дошкольников различным приёмам преобразования из одной поделки в другую.
5. Учить использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
Развивающии задачи.
1. Развивать все компоненты связной речи, её грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;
2. Развивать у детей навыки мелкой моторики правой и левой рук, формировать точные и согласованные, координированные движения рук.
3. Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
4. Развивать пространственное восприятие, воображение, фантазию, мышление, глазомер.
5. Развивать у детей эстетичиский вкус, художественно—творческие способности и уверенности в своих силах.
6. Развивать желание придумывать свои поделки, обыгрывать свои поделки, показ спектаклей (настольный театр, составление рассказов и сказок по своим поделкам.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, целеустремлённость.
2. Создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;
3. Воспитывать ребёнка как субъект детской деятельности.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Основные направления работы с детьми:
а). организованные формы обучения-НООД — конструирование из бумаги в технике оригами;
б). совместная деятельность взрослого и ребенка;
в). самостоятельная деятельность детей;
г). театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам известных детских сказок);
д). рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;
е). чтение художественной литературы;
ж). художественное творчество;
з). игры;
и). расширение кругозора за счёт сообщения сведений различного характера.
Методы проекта:
Индивидуальный.
Групповой.
Наглядный.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учёт личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития, их сопутствующих дефектов;
2. Принцип интеграции в различных видах деятельности детей (развитие речи, театрализованная деятельность, игры, музыка);
3. Принцип доступности;
4. Принцип постепенности, системности.
Методы и приёмы, используемые в работе:
Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами, пооперационными картами.
Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, метод инсценизации, симуляционные игры, создание проблемных ситуаций.
Игровый метод. (обыгрывание в театральной деятельности, в сюжетно — ролевых играх.)
При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек был разделен на ряд последующих операций:
- знакомство с образцом готовой игрушки;
- анализ пооперационной карты;
- одновременное складывание игрушек;
- оказание индивидуальной помощи на начальном этапе.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок.
- анкетирование «Как мы проводим время с ребёнком дома?»;
- беседы с родителями о важности оригами для всестороннего развития личности ребенка и успешной подготовке к школьному обучению;
- консультация «Совместные занятия с детьми дома»;
- папка-передвижка «Поделки в технике оригами»;
- подбор книг по оригами;
- совместное творчество - выставка работ, выполненных в технике оригами;
- практическое занятие для родителей совместно с детьми.
Создание условий.
- оборудовать место в группе - уголок оригами;
- цветные квадратные листы бумаги разного размера, литература.
- сделать пооперационные карты на каждую фигурку;
- изготовить схемы базовых форм.
- подобрать литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра.
- рассказы детей.
Формы работы:
Игры.
Беседы, работа с наглядным материалом.
Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
Чтение и заучивание худ. литературы.
Рассматривание схем изготовления поделок.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование).
3. Нахождение и установка эффективных связей с родителями.
4. Создание развивающей среды (оформить выставку детских работ в различной технике складывания бумаги).
5. Приготовить различные схемы складывания поделок.
6. Создание условий по развитию направления (выложить материалы, которые используются в технике складывания бумаги.
Основной, практический этап.
1. Проведение занятий, бесед, творческая деятельность, рассматривание схем складывания, иллюстраций, чтение.
2. Разработка рекомендация буклетов для родителей и воспитателей в рамках пректа.
3. Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.
4. Составление перечня творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.
Заключительный этап.
1. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих способностей детей.
2. Подведение итогов работы-диагностика, выставка работ, итоговая презентация.
3. Вручение грамот участникам проекта.
Результаты проекта:
Опыт работы показал, что овладение техникой складывания поделок из бумаги доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием занимаются оригами, изображая различных животных, людей, листочки, технику. Дети смело берутся за художественные материалы, им доставляет огромное удовольствие сам процесс и конечный результат. Дети готовы многократно повторять то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Показатели достижения результатов:
Дети сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях, дополняют своими элементами, раскрашивают поделки, складывают оригами по памяти, используют цвет для создания различных образов, создают различные композиции, передают настроение в творческой работе, используя разл. приемы складывания бумаги, развернуто комментируют свою творческую работу.
Способы тиражирования результатов проектной деятельности:
Организация групповых и обще садовских выставок детских работ, оформление фотоальбома «Волшебная бумага», папки с информацией о технике складывания разл. поделок для родителей, индивидуальные беседы с родителями о детских достижениях, выступление на педсовете с обобщением опыта работы по проекту, проведение мастер класса для педагогов ДОУ.
Вывод.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник занятий с бумагой на занятиях, привели к выводу, что использование этих методов ведет к созданию ситуаций успеха у детей, формирует устойчивую мотивацию к изготовлению поделок своими руками, подарков своим мамам, папам, друзьям, позволяет преодолевать чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что работа с бумагопластикой позволяет развивать логическое мышление ребенка, запоминание, развивает мелкую моторику, уверенность в себе и своих силах. Владея различными техниками оригами ребенок познает новые возможности изображения, выражения себя, преодолевает трудности.
Конструирование из бумаги позволяет ребенку выразить в своих работах свое впечатление об окружающем, воплотить свои фантазии в своем творчестве, самовыразиться.
Проведенная работа показала, что эмоции вызванные данным видом творчества, способны творить чудеса, развивая мышление, логику, чувство прекрасного.
Занятие по бумагопластике представляют широкие возможности для изучения способностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки к школе.