Елена Ситкова
«Конструирование из бумаги. Волшебная страна Оригами!» Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ:
«Конструирование из бумаги. Волшебная страна-Оригами!»
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке,
тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А
Цель: ознакомление детей с искусством оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучать различным приемам работы с бумагой, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию детей, пространственное воображение.
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Бумага – универсальный материал, из которого можно создавать самые разные поделки. Конструирования из бумаги очень много это оригами, киригами, квиллинг, манигами и т. д и т. п.
История оригами насчитывает много веков и связана с историей появления
бумаги в Древнем Китае в 105 году нашей эры. Много веков китайцы под
страхом смертной казни хранили тайну создания бумаги, но в VII веке
странствующий буддийский монах Дан-хо попал в Японию и раскрыл японским монахам тайну изготовления бумаги по китайской технологии. Япония начала производить бумагу. И искусство складывания фигурок из бумаги получило своё развитие в японских монастырях, (оригами: «ори» – складывание, «гами» – бумага). Сначала японцы приносили в храм пожертвования в коробочках-оригами «санбо», а фигурками миоригами украшались стены храмов. С развитием производства бумаги дворянство увлеклось искусством складывания фигурок из бумаги – высоко ценилось умение развлечь свою даму, сложив ей символическую фигурку или тайное письмо, украсить фигурками дом во время пиршеств. В 1880 году
появился официальный термин техники складывания фигурок из бумаги –
«оригами».
В середине XX века Акиро Йошидзава создал универсальную
«Азбуку оригами», что сделало возможным снять языковый барьер и заниматься оригами широкому кругу людей: условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания фигуры-оригами.
Сегодня оригами – это занимательное занятие как для малолетнего ребёнка, так и для взрослого человека. Популярным оригами делает быстрота создания фигурки, ведь уже через несколько минут после начала работы у вас в руках готовый результат. Фигурку можно раскрасить, с ней можно поиграть, преподнести её в подарок.
О пользе развития мелкой моторики рук наверно наслышаны все. Еще во
втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Японцы считают, что на кистях рук
расположены точки, массируя которые можно воздействовать на внутренние
органы и ЦНС. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
В настоящее время конструирование из бумаги по методу «Оригами»
привлекает к себе внимание многих педагогов России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных. В результате ознакомления детей с японским искусством «Оригами» не
только совершенствуется мелкая моторика и связанные с ней речевые структуры отделов головного мозга, но и:
1. развивается память, так как дети, чтобы сделать поделку, должны запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
2. развивается внимание, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
3. активизируются мыслительные процессы;
4. развивается эмоциональная сфера (радость от
сделанного своими руками, умение порадоваться чужому успеху, сочувствие и помощь и т. д.);
5. оказывается мощное воздействие на познавательную, эстетическую
сферу развития ребенка;
6. развивается конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус, усидчивость.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол,
сторона, квадрат и т. д., основная форма, используемая в оригами - это квадрат.
Оригами легко вписывается в игровую деятельность, которая отвечает возрастным задачам воспитанников детского сада. (показать зверюшек)
Складывание из бумаги выполняет и терапевтическую функцию: отвлекает
детей от конфликтных ситуации, снимает нервное напряжение, вызывает
радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное
эмоциональное состояние.
Оригами для детей – полезное и приятное занятие. Чтобы получить
необходимые навыки, достаточно запастить бумагой и схемами.
Долгое время к оригами относились лишь как к детской забаве. Лишь
совсем недавно мир рассмотрел в оригами именно искусство. Оно развивает
творческие и интеллектуальные возможности ребёнка. В дошкольном возрасте происходит первое знакомство с искусством оригами.
(показать-самолетики, кораблики)
Целью занятий оригами является не запоминание как можно большего
числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей
ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения в дальнейшем.
В требованиях к характеристике выпускника ДОУ, значительное место
уделяется умению концентрировать внимание, удерживать в памяти инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении заданий и иметь достаточно широкий умственный кругозор.
Использование инновационных педагогических технологий открывает
новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Необходимость
использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. В настоящее время доказано, что занятия оригами способствуют развитию
познавательной активности, повышению уровня интеллекта, развитию таких
психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение,
логическое мышление. Увлечение оригами благотворно влияет не только на развитие эстетического вкуса у ребенка, но и служит отличным
тренажером памяти и глазомера. Создание фигурок из бумаги является отличной тренировкой для рук, оно развивает мелкую моторику.
Если сравнить конструирование из бумаги - Оригами, с Лего-конструированием, то мое мнение такое:
1. как оказывается, многим детям не очень нравится Лего
2. мелкие детали опасны, ребенок может проглотить.
3. оригами обладает практически такими же функциями развития (моторика, внимание, мышление)
4. любые виды бумаги доступны для всех.
- Сегодня очень высоко ценится творчество и способность к нестандартному
мышлению. Это качество может проявиться у детей именно на занятиях по детскому оригами. Вместе с тем ребенок учится следовать инструкциям, не пугаться в сложных задачах и успешно их выполнять.
- А сейчас давайте отдохнем, я прочитаю вам несколько вопросов, и мы посмотрим, а имеем ли мы способность к нестандартному мышлению.
1. Почему в дикой природе белые медведи не едят пингвинов?
Белые медведи живут на Северном полюсе, а пингвины — на Южном.
2. При Петре I на гербе Российской империи был изображён орёл, держащий в лапах карты четырёх морей. Перечислите их.
Белое, Каспийское, Азовское, Балтийское
3. Не желая признавать, что Красная армия могла нанести немцам поражение, они утверждали, что Великую Отечественную войну выиграли генерал Мороз, генерал Грязь и генерал Мышь. По поводу мороза и грязи все понятно. А вот при чем тут мышь?
Мыши перегрызали электропроводку немецких танков
4. Что можно видеть с закрытыми глазами? Сны
5. Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка?
Переходить улицу (это рисунок на зелёном сигнале светофора)
-Делая сувениры из бумаги своими руками, ребенок ощутит радость от творчества и благодарность своих близких. Моральная награда повысит самооценку и будет побуждать к созданию еще более красивых и сложных моделей. Правильно организованный художественный труд даст детям углубленные знания, желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщит к народному декоративному искусству, подготовит ребенка к последующему обучению в школе.
-Я хочу с вами, уважаемые педагоги, провести мастер класс, предложить сделать новогодний подарок. Мы будем делать оригами-коробочку, а внутрь поместим новогодний символ манигами-змейку.