Ирина Тощева
Проект «Конструирование из бросового материала с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Конструирование из бросового материала с детьми старшего дошкольного возраста»
Введение
Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам (языку, математике, рисованию и др.)
Публикация «Проект „Конструирование из бросового материала с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Бросовый материал. ИЗО, поделки
- Бросовый материал. Конструирование
- Бросовый материал. Лепка
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов.
Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов.
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.
Художественное творчество детей из бросового материала позволяет развить не только художественный вкус, творческое воображение, но и формирует основы экологической культуры.
Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Это пластиковые бутылки, пробки, футляры, коробки, пуговицы, бусы и т. д.
Мы взрослые стараемся побыстрей избавиться от этого и выбросить, но оказывается этим предметам можно дать вторую жизнь, если вложить фантазию и воображение и научить этому детей.
Уже использованный предмет-бутылку не выбрасывается, а превращается в полезную вещь или поделку.
Задача взрослого, раскрыть потенциал творческих возможностей каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от результата своей работы.
От поделки до произведения искусства один шаг.
Цель: Исследование возможности использования бросового материала в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие
- Знакомить детей с бросовым материалом.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бросовым материалом.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, координацию рук, глазомер.
- Развивать внимание, память, мышление и воображение.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к конструированию из бросового материала.
- Расширять коммуникативные способностей детей.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Побуждать детей к совместной поисковой деятельности;
- Формировать представление о правилах безопасности при работе с ножницами, клеем и т. д.
Для успешной и безопасной работы с дошкольниками должна проводиться работа по технике безопасности при работе с ножницами:
1. Следует хранить ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе необходимо внимательно следите за направлением резания.
3. Следует не работать с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Нельзя держать ножницы лезвием вверх.
5. Нельзя оставлять ножницы с открытыми лезвиями.
6. Нельзя резать ножницами на ходу.
7. Нельзя подходить к товарищу во время работы.
8. Следует передавать закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы необходимо удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем:
1. С клеем следует обращаться осторожно. Клей ядовит!
2. Следует наносить клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы следует обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем следует пользоваться салфеткой
Планирование работы по конструированию из бросового материала
№ п\п Занятие Материалы
ЯНВАРЬ
1. Композиция «Паучки на паутинке» Коробка из-под конфет, белые нитки, картон яркого цвета, 3 скорлупки от грецкого ореха, 3 скорлупки от фисташек, проволока, вата, клей, ножницы.
2. Композиция «Кузовок» Двухлитровая пластиковая емкость, пуговица с двумя дырочками, проволока, шило, ножницы.
3. Композиция «Игрушка-ловушка» Верхняя часть от двухлитровой емкости с пробкой, проволока, контейнер от киндерсюрприза, прочная нить, 2 бисеринки для глаз и 1 удлинённая - для носика, самоклеящаяся цветная бумага, ножницы, шило, фломастер.
ФЕВРАЛЬ
1. Композиция «Червячок в яблочке» Плотный картон, цветная бумага, разноцветные бусинки, проволока, клей, коробочка круглой формы от сыра, кисточка для клея, ножницы, шило, простой карандаш.
2. Композиция «Аквариум» Пластиковая ёмкость 5л и 2л, пластмассовая крышка или плотный картон, равный по диаметру большой ёмкости, пластилин отработанный (перемешанный по цвету, ранее использованный, пластилин жёлтого цвета, ракушки, мелкие камушки, скотч, ножницы, фломастер.
3. Панно «К бабушке на чай» Спички, солёное тесто, 3 фантика от конфет, гуашь, кисть, плотный картон, стека, клей ПВА, линейка, карандаш.
4. Композиция «Подсолнух» Круглая коробочка от плавленого сыра, цветная бумага жёлтого и зелёного цвета, пластилин жёлтого и коричневого цвета, семечки подсолнечника, 2 скорлупки от грецкого ореха, раковина от улитки, проволока, 2 бисеринки желтого цвета, 2 зубочистки, клей, кисть для клея, стека, гуашь, ножницы.
МАРТ
1. Композиция «Гусеница» 5 контейнеров о шоколадного яйца, 5 одинаковых бусинок любого цвета, 2 бусинки синего цвета для глаз и 1 красного цвета для рта, проволока, кусочки меха, клей, ножницы, шило.
2. Композиция «Человечек-пробочка» Разноцветные крышки от соков 8 штук, пробки от пластиковых бутылок 23 штуки, половинки от шоколадных яиц, контейнер от большого шоколадного яйца, 4 длинные проволоки, 2 короткие,2 белые пуговицы, 2 чёрные бусинки для глаз и красная для рта, шило, ножницы, вязальный крючок.
3. Композиция «Лошадка» Целый контейнер и половинка от большого шоколадного яйца, 4 половинки контейнеров от малых шоколадных яиц, разноцветные крышечки от соков 6 штук, разноцветные пробки 19 штук, бусинки чёрные и красные, чёрная пуговица, нитки красного цвета, проволока, шило, ножницы, вязальный крючок.
4. Композиция «Кошка с мышкой» Контейнер от большого шоколадного яйца, пробки малые, крышки от соков 5 штук, колпачки от тюбиков 4 шт,2 белые пуговицы, бисер синего и зелёного цвета по 2 шт., 1 красного, проволока.
При составлении плана работы были соблюдены следующие принципы:
• доступности материала, достоверности;
• сезонности;
• последовательности;
• подачи материала от простого к сложному;
• переход количественных изменений в качественные.
Занятия проводились два раза в неделю, во время НОД и во вторую половину дня. Длительность занятия 15-20 минут.
Для развития мелкой моторики и поддержания интереса к конструированию из бросового материала в группе был дополнительно оснащен различными природными и бросовыми материалами «уголок для экспериментирования и исследовательской деятельности», в оснащении которого принимали участие родители. Уголок был оснащён следующими материалами : разная по качеству и цвету бумага, ткань, поролон, нитки, проволока, кусочки дерева, пластиковые бутылки, крышки, пуговицы, цветные стёкла, камни, газеты фантики от конфет, скрепки, семена растений, шишки, желуди, скорлупа, опилки, коллекции ракушек, камней, бусинок, принадлежности для рисования, пластилин, кисти, ватные палочки, стаканчики непроливайки и т. д.
Весь материал в «уголке» динамичен, прост, дешев и доступен, что немаловажно в современных условиях сложного финансового положения. Таким образом, были созданы условия для самостоятельного конструирования из бросового материала в свободное время.
Несомненно, что вся развивающая работа должна проходить в тесном взаимодействии с родителями. С целью привлечения родителей к данной работе нами были проведены консультации, собрания, а так же совместные занятия, на которых были даны рекомендации по работе с бросовым материалом.
В процессе работы были проведены различные занятия в технологии конструирования из бросового материала. При этом соблюдалась структура занятия, правила, постепенно усложнялось программное содержание. Работу проводили по подгруппам, что давало детям возможность свободно действовать с предметами: обследовать их, не спеша поразмышлять над своими действиями. Использовали материалы, которые не часто используются в группе при большом количестве детей (пуговицы, крышки, камни, краски, песок и др.) Не ограничивали детей в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»). Занятия проводились в игровой форме. Таким образом, в процессе работы дети ненавязчиво получали знания и приобретали необходимые умения и навыки.
Педагогу отводилась роль соучастника детского творчества, который не спешит указать им путь решения задач или проблемы, а тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска. В настоящее время работа с детьми требует от педагога демократического стиля, поэтому общение, с детьми в ходе конструирования носило доверительный, доброжелательный характер.
В результате проведённой работы дети расширили представления о бросовом материале, научились изготавливать из различного бросового материала много полезных поделок.
Дети с удовольствием занимались конструированием, на занятиях и в свободное время, помогали, подсказывали друг другу, просили научить их делать и другие поделки, которые потом использовали в играх, инсценировках сказки и просто дарили родителям и друг другу. Во время коллективного труда дети научились делиться на подгруппы, быть дружелюбными друг к другу.
Проведённая работа вызвала у детей большой интерес. В результате дети получили массу положительных эмоций. Поделки детей получились яркими и необычными.
Работа проходила в тесном взаимодействии с родителями. Взрослые стали активными участниками работы, они помогали своим детям в изготовлении поделки.
В результате, как у детей, так и у родителей повысился интерес к работе с бросовым материалом.