Кононова Светлана
Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации
▼ Скачать +Заказ
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.
Одним из способов успешной социальной адаптации является успешное овладение речью.
Основные функции языка и речи:
мыслеобразующая функция;
Публикация «Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
коммуникативная функция;
прагматическая функция, или функция управляющего воздействия участников диалога;
регулятивная функция.
В свою очередь выделяются следующие коммуникативные качества речи :
1) правильность (правильность речи – это ее соответствие нормам современного литературного языка);
2) точность (точность речи – это, прежде всего, строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности);
3) логичность речи («Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка и речи»);
4) чистота (чистотой можно назвать «такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (прежде всего слов и словосочетаний) и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности…»);
5) выразительность речи («выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя…»);
6) богатство – разнообразие речи;
7) уместность речи (стилевая, контекстная, ситуативная, личностно-психологическая) – «такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь, отвечающей целям и условиям общения».
По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого – либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.
В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития. Между тем нерешенными остаются проблемы их взаимовлияния у детей дошкольного возраста, так как личностное развитие и речевое обучение рассматриваются отдельно.
Наиболее полно эти два аспекта взаимодействуют в сюжетно – ролевой игре. Чему обучается ребенок в сюжетно – ролевой игре?
• Эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей.
• Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
• Осознавать свое реальное место среди других людей.
• Сделать для себя открытие : желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
• Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
• Свободно выражать свои чувства.
• Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.
• Переживать свой гнев, зависть, тревогу, беспокойство.
• Делать выбор.
Для успешного вживания в с/р игру, полноценного общения со сверстниками и взрослыми ребенок должен уметь ясно выражать свои мысли, т. е. использовать монологическую и диалогическую формы речи. Формированию монологической и диалогической речи служит, в числе прочего, обучение детей рассказыванию на материале худ. произведений: пересказ, сочинение сказок и загадок ( методики ТРИЗ: анализ сюжетного смысла сказок с помощью игры «Да – нет»; составление сказок методом «Каталога», «Морфологического анализа», «Системного оператора», «Волшебного треугольника»). Также интересна методика О. Л. Кабачек по обучению детей сочинению сказок. На первом этапе ребенок сочиняет вместе со взрослым-слушателем, далее добавляются карточки с изображением персонажей, предметов и мест действия. Самый сложный этап- сочинение со сверстником.
В ходе наблюдения за речевой деятельностью детей группы были выявлены следующие недостатки коммуникативной способности :
• употребление слов в неточном значении,
• использование в речи неадекватных грамматических форм,
• многочисленные повторения,
• возвращения к ранее сказанному,
• изобилие необоснованных пауз в речи,
• единичность случаев активной вербальной коммуникации,
• отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации,
• применение демонстративных и «силовых» действий,
• неспособность оценивать высказывания других детей.
Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.
Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении как с взрослыми, так и со сверстниками.
В работе по развитию речи мы используем такие игры и творческие задания, как «Цепочка» (учить детей выделять признаки объектов, «Что (кто) делает также?», «Доскажи словечко», «Исправь меня», «Назови героя»; составление загадок; пересказ сказки, используя приемы наглядного моделирования. Интересна работа по обучению детей составлению сказок по силуэтным изображениям (люди, животные, растения, природные явления). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличии от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Ребенок сам определяет характер, настроение, даже внешний вид героя, наделяя силуэты предметов определенными смысловыми качествами.
В повседневной работе с детьми группы проводится работа по пониманию, усвоению и использованию «секретов общения» :
• Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!
• Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!
• Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!
• Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового!
• Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его!
Для развития навыков общения детей со сверстниками в повседневной совместной деятельности мы используем :
• игры на формирование внимания к сверстнику («Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо» и др.). В них дети должны повторить действия или слова партнера. Подстраиваясь к другому, повторяя его действия, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонации своих сверстников;
• игры на согласование движений («Хвост дракона» и др.). Правила данных игр заданы таким образом, что для достижения определенной цели, дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности;
• разбор проблемных ситуаций, типа «Как спасти кого-то от дракона», «Заболел ребенок, как его вылечить» и т. д. ;
• игры на вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое, по правилам, должно иметь исключительно положительный характер («Комплименты», «Скажи хорошее о друге», «Опиши друга» и др.). Задача данных игр – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним;
• игры и упражнения из цикла «Я и мои эмоции» : «Лица» - на листе бумаги дети рисуют лица с различными выражениями настроения; «Мимическая гимнастика» – дети хмурятся, как осенняя туча, пугаются как заяц, увидевший волка» и т. д.
• а также оказание реальной помощи в совместной деятельности (изготовление общих рисунков, поделок, подарков).
Проведенная работа с детьми по формированию навыков общения со сверстниками дала положительные результаты: многие дети стали легче общаться со сверстниками, лучше понимать чувства других и легче выражать свои. Дети стали использовать в своей речи различные формы приветствия, благодарности, прощания. Они охотно включаются в совместную деятельность.
Важнейшая задача взрослых - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений, научиться вступать в контакт и вести разговор со сверстниками, внимательно слушать и понимать окружающих. Сформированные в дошкольном детстве умения сопереживать (радоваться успехам других, огорчаться, если их постигла неудача, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается, правильно строить взаимоотношения со сверстниками, помогут детям в дальнейшем устанавливать положительные, доброжелательные отношения с окружающими их людьми.